«Было очень вкусно и всегда весело». Бобруйчане вспоминают Пасху своего детства

894
Записали Татьяна ФЕДОСОВА, Евгения ОРЛОВА, Ирина РЯБОВА
В «безбожном» СССР Пасха была под запретом. За теми, кто отваживался прийти в этот день на службу в церковь, «охотились» дружинники. Но несмотря на это люди все равно красили яйца, пекли куличи, готовили стол с традиционными угощеньями, делясь друг с другом радостью светлого праздника.
Освящение пасхальных яств в Свято-Никольском кафедральном соборе. 2017 год. Фото из архива «ВБ».
Освящение пасхальных яств в Свято-Никольском кафедральном соборе. 2017 год. Фото из архива «ВБ».

В преддверии большого православного праздника мы расспросили наших читателей о том, как праздновали Пасху в прошлом веке. Как готовились, что ели, во что играла детвора.

«Дети бегали к крестным»

Валентина Федоровна Млынарская родом из деревни Тажиловичи, сейчас проживает в Бобруйске, ей 73 года. Вспоминает, как отмечали Пасху в родной деревне в ее детские и юношеские годы – в 1950-70 годах:

– Конечно, к Пасхе всегда старались накрыть богатый стол. Мама пекла пироги в больших хлебных формах. Кололи кабанчика, на столе была свежина, домашняя колбаска, сальтисон, мясо отваривали, сало хорошее доставали, хрен к нему обязательно. Было очень вкусно и всегда весело. Собирались всей семьей за праздничным столом. Кумовья приходили в гости, им, конечно, по сто грамм наливали.

Памятник Ленину рядом с Николаевским собором в Бобруйске. Фото, предположительно, лета 1941 года.
Памятник Ленину рядом с Николаевским собором в Бобруйске. Фото, предположительно, лета 1941 года.

Помню такой обычай из детства: на дно ведра с чистой водой опускали крашеное яйцо, дети умывались утром, и кто умылся последним, забирал это яйцо. Родители старались детям всегда какую-то найти обновку к празднику: новое платье девочкам, мальчишкам тоже что-то красивое.

Дети бегали к крестным, им дарили булочки, крашеные яйца, так как конфет тогда особо не было. Так насобираешь в детстве с десяток яиц и играть с другими ребятами бежишь. Мы скатывали яйца с горочки, и у кого разбивалось, тот выходил из игры.

Яйца тогда у всех были только красные, не как сейчас – всех цветов радуги. Красили, в основном, настоянной луковой шелухой, иногда добавляли краситель, который использовался для покраски пряжи.

Когда уже была постарше, ездили в Турки в церковь, освящать яйца и пасху.

Все Пасху любили: дети – за обновки, игры, а взрослые радовались, потому что после поста можно было вкусно покушать. Обычно ели просто: где суп, где картошка, а на Пасху могли позволить себе больше, чем обычно. И потом бабушка детям раздавала с собой гостинцы. В наших краях было так...

На старой открытке изображена сцена катания крашеных яиц – самой популярной забавы детей на Пасху в старые времена.
На старой открытке изображена сцена катания крашеных яиц – самой популярной забавы детей на Пасху в старые времена.

«Всей улицей катали яйца»

Бобруйчанин Иван Лукич Ткачев вспоминает, что в 1960-70-е в их переулке Парижской Коммуны Пасху тоже отмечали, «по-семейному»:

– Когда были живы дедушка и бабушка, мы соблюдали пост. Помню, они держали свиней и к Пасхе всегда заготавливали колбасы и вяленые окорока – их заранее отдавали солить и коптить на заготовительную базу недалеко от Березины. Пекли куличи, красили яйца. Освящать ходили в Свято-Никольский храм возле кинотеатра «Товарищ», обычно это поручалось старшим брату и сестре. Соседи собирались всей улицей и катали яйца, играли в битки. Тот, кто выиграл, приглашал всех к себе, и все вместе ели «трофеи». С соседями накрывали праздничный стол: тушеное мясо с приправами, «свойские» колбасы и окорок, выпечка и блюда из яиц.

Сегодня нас удивить трудно, но выходила когда-то в стране Советов и вот такая газетка.
Сегодня нас удивить трудно, но выходила когда-то в стране Советов и вот такая газетка.

«Освящать ходили пешком километра три»

Жительница Форштадта Тамара Леонидовна тоже с ностальгией вспоминает детство, родом она из Ярославской области России:

– Помню, у нас взрослые обязательно соблюдали пост, а накануне Пасхи даже дети кушали что-то очень простое: никаких яиц и молока, не говоря уже про мясо. Мама и бабушка освящать продукты ходили сами: сперва пешком километра три, потом на автобусе, а затем еще пешком – хорошую обувь несли в узелке с собой. Стояли службу в церкви, держа красивые домашние куличи и яйца, назад возвращались часам к 10 утра. Угощения уже были готовы с вечера, и все садились разговляться. Бабушка сперва обязательно резала освященное яйцо на дольки и раздавала каждому.

Интересно делали у нас творожную пасху – из замороженного плитками и затем створоженного молока, с изюмом, и подавали в красивой форме. Обязательно готовили холодец и свои рыбные консервы. Праздновали семейным кругом. Дети играли на лугу среди проталин, катали яйца. Обязательно взрослые делали для нас качели между деревьями или, если было холодно, в колхозном амбаре, где хранили сено. Веселились и гуляли дети в этот день допоздна, а с утра пораньше приходилось идти в школу.

Старой пасхальная открытка.
Старой пасхальная открытка.

«В четверг мылась вся хата»

61-летняя Людмила Савицкая – католичка, родом из деревни Добосна Кировского района. Ее прабабушка Тафиля в 1904 году приехала из польского города Лодзь в гости к своей тетушке в Жиличи, которая была второй женой пана Булгака, и осталась там.

Людмила рассказывает, что в ее семье все были глубоко верующими и строго соблюдали традиции. А Пасха была одним их самых больших и долгожданных праздников:

– В четверг мылась вся хата. В пятницу готовили булки, в субботу освящали. Куличи несли освящать в красивой украшенной корзинке, воду наливали в графинчик. Также нужно освятить еду, которая будет на столе в праздник. У нас это был отварной (или запеченный) кусок сала или мяса, хрен, яйца. Одно освященное яйцо делили всем по кусочку. С хреном ели сало, мясо, колбасу. Горячих блюд на столе не было. Я строго соблюдаю все эти традиции по сей день.