Однажды в Могилеве. Что делать, когда голова светлая, а ноги не идут. Инструкция по выживанию на свадьбах

2781
Евгений БУЛОВА. Фото из архива Ростислава Пилиховского и Игоря Дыдышко.
Материалы серии «Однажды в Могилеве» дают читателям возможность совершать своеобразные экскурсы по нашему городу времен социалистического строительства, при этом знакомясь с его тогдашними героями.
Свежий воздух для любой свадьбы никогда не бывает лишним. Окрестности Могилева, начало 1980-х годов.
Свежий воздух для любой свадьбы никогда не бывает лишним. Окрестности Могилева, начало 1980-х годов.

«Работать приходилось на износ»

Не скажу, что после публикации предыдущего очерка, где, в частности, речь шла о свадебных музыкантах, автора забросали вопросами и комментариями. Но откликов было немало. А Ростислав Пилиховский, под впечатлением от этого материала на хорошо им когда-то изученную тему, тут же поделился своими воспоминаниями, все-таки человек на этом поприще, извините, не одну собаку съел.

Такой боевой музыкальный состав готов к любым свадебным испытаниям. Ростислав Пилиховский –  второй справа. Начало 1980-х годов.
Такой боевой музыкальный состав готов к любым свадебным испытаниям. Ростислав Пилиховский – второй справа. Начало 1980-х годов.

Более того, он по сей день вместе со своими старыми приятелями играет ту самую музыку в стиле «Горько!», но уже скорее для души, выкладывая видео в интернет. Наверное, многим нашим возрастным читателям хорошо известно сленговое слово «лабух» и его смысл. Более молодой аудитории поясню, что в советские времена так называли музыкантов, вживую игравших в ресторанах, на свадьбах и похоронах. Не самое благозвучное слово, но что поделать…

Ростислав Пилиховский (справа, бас-гитара)и его товарищи , конечно, сегодня немного видоизменились. Но мастерство ведь не... Оно никуда не исчезает. Слева Александр
Ростислав Пилиховский (справа, бас-гитара)и его товарищи , конечно, сегодня немного видоизменились. Но мастерство ведь не... Оно никуда не исчезает. Слева Александр Велюха (баян), Владимир Боровитченко (не Манкис, барабаны, вокал), Влад Богуш (гитара, вокал). Весна 2022 года.

«Я всегда возил с собой на свадьбы аж 7 «талмудов» со словами разных песен, – рассказывает Ростислав, – чтобы, как закажут, сразу найти нужную композицию. У цыган, ты правильно написал, были самые денежные свадьбы. Но – на износ. Нам приходилось играть подряд по 12-16 часов с небольшими перекурами.

Был случай, когда гость заказал песню про сигарету. Мы сыграли и спели три варианта, но все не то. Малость растерялись. Уже и не знаем, что делать. Тогда я спрашиваю у этого мужика, что он сам курит? Тот отвечает – самосад в самокрутке. И только тогда до нас дошло, что песня должна быть про папиросы. Мы спели одну и попали в точку. А он молодец, заплатил нам за все четыре».

На свадьбе каждый участник ( водитель особенно) важен. Пригород Могилева, начало 1980-х годов.
На свадьбе каждый участник ( водитель особенно) важен. Пригород Могилева, начало 1980-х годов.

Грандиозный переполох на сеновале

«Еще потешный случай был, когда мы играли трехдневную свадьбу, – продолжает Ростислав. – Сцену нам сделали на улице, под открытым небом. Закончили мы выступление в 4 утра. Гости, молодожены и наш ударник Манкис (это кличка) пошли ночевать на сеновал. А мы втроём решили расписать пулю в картишки. Выпивки и закуси еще хватало. Играем, и вдруг с сеновала – крик, визг, вопли… Потом вылетает Манкис, а за ним гости – на ходу колья вырывают из забора. К счастью, не догнали.

Мы потом у него спрашиваем, в чем там было дело. Оказалось, проспав минут 30, ему вдруг приспичило «до ветру». А на сеновале темно, где дверь, непонятно. Он на ощупь, по интуиции, попутно «рассупониваясь», двинулся куда-то вбок и напоролся прямо на молодых. Те, естественно, ничего не поняв, подняли дикий шум. Гости тоже проснулись. Наверное, подумали, что кто-то на невесту посягает. Позже, правда, разобрались, выяснили отношения, выпили мировую и все остались довольны.

На свадьбе каждый участник важен. Особенно друзья жениха. Могилев, начало 1980-х.
На свадьбе каждый участник важен. Особенно друзья жениха. Могилев, начало 1980-х.

Отдельная тема – самогон на свадьбах, особенно на деревенских, – рассказывает Ростислав. – Я в те годы мог описать все регионы, где мы играли, и знал, где был самый крутой самогон. Это когда, голова светлая, а ноги не идут. Или наоборот.

Однажды мы отыграли свадьбу в клубе, сели за стол, наш барабанщик рюмку выпил – слабая! Хозяйка подходит, капает самогон на стол и поджигает – горит синим пламенем. Барабанщик удивляется. Ночевать потом мы заносили его на руках.

На свадьбе всякое случается. Могилев, 1980-й год.
На свадьбе всякое случается. Могилев, 1980-й год.

Кстати, в этом клубе по нам из арбалета пару раз стрельнул какой-то подвыпивший мужичок. Наверное, решил проверить наши нервные системы.

Помню, играли целому цыганскому табору в чистом поле. Подключались к электрическому столбу. Кругом палатки, на земле ковры. Пищу готовили на кострах. Ели руками. Заказ песни – 100 рублей, 50 процентов от всей суммы – молодым. Играли сутками, спали по 2 часа вместе со свадьбой. Вот это я понимаю праздник!».

Пиджаки с большими внутренними карманами

Со своей стороны добавлю, что в Могилеве (не знаю, как в других городах) в 70-80-х годах был необыкновенно распространен этакий свадебный «десантизм». Это когда в ряды гостей на свадьбе во время танцевального номера или одного из перекуров внедрялась мобильная группа «халявщиков» (ведь многие из приглашенных за стол людей, как правило, впервые видели друг друга), которые не только ели и пили, а потом быстренько исчезали, но и прихватывали с собой спиртное. Были спецы, годами успешно промышлявшие таким ремеслом. У них даже специальные пиджачки были, с большими внутренними карманами, чтобы крупные бутылки влезали...

Автомобиль с музыкальной командой Пилиховского застрял в снегах возле одной из деревень Хотимского района. 1980-е годы.
Автомобиль с музыкальной командой Пилиховского застрял в снегах возле одной из деревень Хотимского района. 1980-е годы.

Мы не прощаемся со свадебной тематикой, которую продолжим в следующей публикации.

Продолжение следует.