«Я не почувствовал себя униженным…»
«Отдел главного сварщика был создан в середине 1970-х годов на базе технологического бюро. Первым руководителем подразделения, который вложил в его развитие много сил, был Э.Ф. Бейманов».
За этими сухими строчками из книги, выпущенной к 55-летию ОАО «Могилевлифтмаш», непростая и в то же время яркая судьба действительно неутомимого труженика, бесконечно преданного своему делу инженера, постоянно находившегося в поиске академика Белорусской инженерной академии Эдуарда Филипповича Бейманова.
Автору этих строк посчастливилось какое-то время работать на тогда еще Могилевском лифтостроительном заводе практически рядом с Эдуардом Филипповичем – возглавляемый им отдел главного сварщика находился этажом выше отдела главного механика, в котором после институтского распределения трудился я. Время от времени мне необходимо было согласовывать свои чертежи по ремонту различных станочных узлов со «сварщиками», как мы их называли.
Не скажу, что каждый «согласовательный» чертеж подписывал сам Бейманов, но встречались мы с ним часто. А однажды, году, кажется, в 1979-м, когда на нашем заводе необходимо было изготовить металлическую конструкцию для перевозки по железной дороге огромного станка нестандартных размеров, мы с Эдуардом Филипповичем даже малость поспорили.
И что запомнилось, будучи уже солидным и уважаемым специалистом, Бейманов не только не пожалел почти часа времени для разговора с начинающим желторотым инженером-конструктором, но и дал тому возможность высказать свою точку зрения. А затем так ловко и элегантно убедил его в своей правоте, что он (то есть – я) ничуть не почувствовал себя униженным. Даже наоборот…
А ведь мог как слепого котенка просто ткнуть меня носом в лист чертежа и совсем в другой тональности пояснить, что сварные швы необходимо было выполнять там-то и там-то, а болтовое соединение – только здесь! Наверное, не позволили чувство такта и уважения к человеку. К любому человеку, вне зависимости от его статуса и возраста.
И уж, поверьте, расхожее утверждение, что увлеченный любимой работой человек просто не в силах уделять достаточно внимания своей семье, не всегда оправдывается. Такой человек, если хотите, боковым зрением видит все, что нужно. Он особой частью своего сердца чувствует всех и вся. А уж трепетное отношение папы и дочери это отдельная история, во многом накладывающая отпечаток на многие качества дамы, проявляющиеся потом на протяжении всей ее жизни.
«Прошу не проезжать мимо»
Подтверждением моих слов могут служить действия дочери Бейманова, которая после смерти отца добросовестно выполнила его последнее желание, изготовив мемориальный флаер со следующим текстом:
«Уважаемые друзья, товарищи, соратники, а также друзья по рыбалке Бейманова Эдуарда Филипповича. Я хочу выполнить посмертное поручение своего отца, 26 февраля 1938 года рождения, главного специалиста в области сварки, работавшего на заводах Могилева, а также в России, Армении, руководителя НПЦ «Гефест», аттестовавшего и выпустившего целую плеяду рабочих и инженеров сварочного производства, академика Белорусской инженерной академии, рационализатора и изобретателя… И просто хорошего человека, который в трудную минуту готов был протянуть руку помощи любому, кто бы к нему ни обращался.
… И хочу сообщить о его смерти и месте захоронения.
Умер 23 апреля 2021 года. Причина смерти: рак, коронавирус. Похоронен на кладбище деревни Княжицы, вдоль Минского шоссе. (Ехать в сторону Минска – вперед от остановки «Княжицы», по левую сторону от шоссе. От главного входа вправо, затем вперед, ближе к забору).
Прошу не проезжать мимо и посетить его могилу».