От студенческого ансамбля – к «Голубому экспрессу» и далее по маршруту
Иногда происходит так, что ты испытываешь необыкновенно радостное чувство, глядя на какую-то старую фотографию своих друзей молодости. Но тут же тебя накрывает грусть оттого, что товарищи, увы, уже окончили свой жизненный путь. К сожалению, человек смертен.
Так и с этим снимком четверки молодых людей, музыкантов, которые, как видите, шествуют в одном из могилевских скверов (если точнее – неподалеку от площади Орджоникидзе): Витя Белик, Игорь Левченко, Борис Шрейбер, Саша Лущенков. У них отличное настроение, они молоды и жизнерадостны, в их городе замечательная погода.
Правда, пообщаться сегодня можно только с Борей, так как Виктор, Игорь и Сашка уже там, на небесах, где все время сияет летнее солнце...
Естественно, мы встретились с Борисом Шрейбером, чтобы вспомнить события того незабываемого времени.
– Боря, ты же ведь заканчивал «машинку», а каким образом произошло пересечение с музыкой?
– Да, в 1975 году я поступил в машиностроительный институт на специальность «Строительные и дорожные машины». Но перед этим окончил музыкальную школу по классу фортепиано. В «машинке» сразу же познакомился с Таней Ложечниковой, которая занималась всей самодеятельностью вуза.
– А с какой музыки ты начал свою творческую активность?
– Сразу с рок-музыки. Любимая группа «Deep Purple», любимый музыкант – их клавишник Джон Лорд. Если так можно сказать, я воспитывался на «Deep Purple». Вспоминаю, как мы снимали музыку «на ухо», включая магнитофон с записью на медленную скорость. И, пусть порой косо-криво, но что-то получалось.
– Кто входил в ваш первый ансамбль?
– Вначале я играл в клубе металлургического завода. Был такой, теперь там разместился магазинчик. Играл на гитаре, но какой из меня гитарист... А вот уже в институте на факультете у нас был неплохой состав: Витя Брикс играл на гитаре, я – на клавишах. Леня Бобрицкий (он сам из Бобруйска, сейчас в Америке живет) на – барабанах. Преподаватели иногда просили нас на их новогодних корпоративах поиграть, в институтской столовой, что была напротив кафе «Березка». Конечно, все это помогало сдавать какие-то зачеты, экзамены. Потом, когда уже подошли к диплому, на последнем курсе, к нам подтянулись Игорь Левченко, Боря Заставнюк. Позже играл на ЖД в «Голубом экспрессе», в ресторане «Днепр»… Когда Валера Стрельцов предложил перейти в ДК «Химволокно», я откликнулся на его предложение и проработал там больше года.
«Жаль, что их уже нет с нами»
– Насколько мне известно, весьма знаковый отрезок твоей музыкальной карьеры приходился на банкетный зал, что по улице Челюскинцев, теперь там «похоронное бюро»...
– Да, мать Игоря Левченко заведовала банкетным залом, тогда там был просто Дом быта, относившийся к фирме «Рассвет». Начали мы в нем играть с 1981 года и отработали аж 10 лет! Я, Юра Довиденко, Игорь Левченко, Заставнюк, позже пришел Витя Белик, который моментально стал нашим фронтменом. Кстати, мы одними из первых начали играть на цыганских свадьбах.
– А в чем для музыкантов особенность таких акций?
– Цыгане платили значительно больше. Если так свадьба стоила, к примеру, 100 рублей на ансамбль, то цыгане давали в 5, 6, 7, 8 раз больше. Но и требования были значительно выше. Выходит, значит, какой-то родственник и говорит: «Я даю молодым 100 рублей», а потом кивает в нашу сторону: «Пусть музыканты сыграют…» и называет песню. Любую песню, какая ему нравится. И ты должен сразу играть. Без подготовки, без репетиции. Кстати, на этой фотографии, с которой начался разговор, мы собираемся ехать на Ямницкий на цыганскую свадьбу.
– Каким образом в ваш состав попал Саша Лущенков?
– Борис Заставнюк по каким-то причинам не смог прийти, и нам пришлось срочно искать нового барабанщика. Саша Лущенков подходил как никто другой, он же был просто суперский музыкант. Сразу влился в состав. С этими свадьбами чего только у нас не происходило! Генсеки умирают, в стране траур, а у нас свадьба. Администратор просит: «Вы там только звук немного приглушите и играйте». Мы и играли.
– Хотелось бы услышать твою характеристику товарищей по ансамблю.
– Витя Белик – это трудяга. Во всех отношениях. Готов был петь и играть без отдыха и перерывов. Если по каким-то причинам отсутствовал Левченко, брал его бас-гитару и играл. Без вопросов! Игорь Левченко – добродушный, мягкий, отзывчивый. Сам писал песни. И слова, и музыку. Последние годы жил в своем доме где-то за Тишовкой… Саша Лущенков – это постоянная активность, моторика. И высочайшее мастерство барабанщика. С ним всегда все можно было обсудить. Жаль, что их уже нет с нами...
Продолжение следует.