Однажды в Могилеве. Туфли не из-под прилавка, а из-под пола, или Мода в эпоху тотального дефицита-3

1865
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
Цикл «Однажды в Могилеве» – это воспоминания автора и других могилевчан о том городе, которого уже нет.

Этой публикацией мы завершаем наш очередной «триптих», который был посвящен модным тенденциям в молодежной среде прошлого. Но продолжаем рассказывать о том, что когда-то происходило в нашем городе.

Известный музыкант Володя Морозов (перепоясанный лентой) на демонстрации со своими знакомыми. Это вам не Рио-де-Жанейро, где все в белых штанах. У нас все в широких
Известный музыкант Володя Морозов (перепоясанный лентой) на демонстрации со своими знакомыми. Это вам не Рио-де-Жанейро, где все в белых штанах. У нас все в широких штанах. Могилев, 1970-е годы.

«Чтобы ощутить то далекое время социалистического строительства, – как-то произносил тост мой приятель, – надо, в первую очередь, представить расклешенные брюки и джинсы, самодельные цветные принты на майках, яркие цветные рубашки, обувь на платформе, полиэтиленовые пакеты «Lord» и «Marlboro»… Конечно, без всего этого тоже можно было жить. Но у нас не получалось по-другому».

К этой фотографии Пьер Карден, наверное, отнесся бы с особым вниманием. Могилев, 1970-е.
К этой фотографии Пьер Карден, наверное, отнесся бы с особым вниманием. Могилев, 1970-е.

К этим словам логично присовокупить несколько рифмованных строк, сказанных уже совершенно другим человеком, но за тем же столом:

«Если б Джон Леннон

Родился в Могилеве,

(Или даже в Горках),

Сидел бы в семидесятых

На лавочках у «Зоркі»!

Мечтая о джинсах

И забывая о сопромате,

А его ведь не хочется сдавать,

В куртке на вате».

И напоследок, забавная история, которую совсем недавно поведала тоже одна хорошая знакомая – как в самом начале 1970-х она покупала себе туфельки. По ее словам, обувной магазинчик тогда находился на первом этаже гостиницы «Днепр», там, где сейчас казино.

Элегантность еще никому и никогда не помешала. Могилев, 1970-е.
Элегантность еще никому и никогда не помешала. Могилев, 1970-е.

Продавщицей в магазине работала знакомая ее мамы, вместе с которой девушка и пришла за обновкой в назначенный час. Все происходило таинственно и даже детективно. Дам препроводили в какую-то подсобку, где продавщица, постоянно оглядываясь по сторонам, неожиданно подняла плитку пола и достала из своеобразного «схрона» коробку с обувью. Примерка была непродолжительной и суетливой. Бордовые элегантные туфельки через несколько секунд были уже в сумке мамы нашей рассказчицы. Дамы, рассчитавшись, быстро и молча удалились.

Правда, обувь оказалась на размер меньше необходимого, носила ее девушка с трудом, особенно первое время. Но разве можно было отказаться от такого подарка судьбы, извлеченного на твоих глазах чуть ли не из преисподней!

Виктор Крумкачев, Александр Шабалин, Геннадий Гуленков ( все – участники ВИА «Романтики») знали толк в туфлях на крутой платформе. Болгария, 1970-е годы.
Виктор Крумкачев, Александр Шабалин, Геннадий Гуленков ( все – участники ВИА «Романтики») знали толк в туфлях на крутой платформе. Болгария, 1970-е годы.

Завершая наш разговор на «модную» тему, не могу не вспомнить Леонида Шульца, который как-то пытался донести до своих молодых слушателей суть такого понятия как экстравагантность. А она, экстравагантность, находится где-то неподалеку от веяний моды. Для пущей наглядности Леонид рассказал об одном жителе нашего Могилева, чья молодость пришлась аж на шестидесятые годы.

Читайте начало истории:
Однажды в Могилеве. Штаны «а-ля Джим Моррисон» или Мода в городе в эпоху тотального дефицита
Однажды в Могилеве. Попугай осыпался через три месяца, или Мода в эпоху тотального дефицита-2

«Вспоминаю Бэна, – начал Шульц. – Был такой в городе. Брюки – дудки, туфли на толстенной подошве, клетчатый пиджак, кок. Идет он по тротуару, а рядом – конь. Самый настоящий. Копытами цокает. Дело в том, что Бэн работал конюхом, конюшня была примерно в том месте, где сейчас гостиница «Турист». Вот он после работы вырядится – и на прогулку. Вместе с копытным питомцем. В таком виде и с такой прической ехать верхом было не очень… Иногда до Первомайской доходил! Вот это, я понимаю, экстравагантность!».

Итак, мы на время перестаем с особой страстью присматриваться к внешнему виду могилевских «семидесятников». Наведем резкость на некоторые иные стороны их бытия.

Продолжение следует.

Там, на неведомых дорожках, в глухих и старых подворотнях... Могилев, один из дворов по улице Ленинской, 1970-е годы.
Там, на неведомых дорожках, в глухих и старых подворотнях... Могилев, один из дворов по улице Ленинской, 1970-е годы.