Философия денег. Могилевский поэт Сергей Украинко: «Не были богатыми – не стоит и начинать»

1065
П. ЛЕВАНОВИЧ
Можно ли совмещать любовь к поэзии и любовь к деньгам? Ответить на этот вопрос поможет могилевский поэт, прозаик Сергей Украинко.

Сергей Украинко родился в Быховском районе, в обычной крестьянской семье. Детство провел на природе – ловил рыбу, собирал грибы, помогал родителям по хозяйству. Учился на филфаке БГУ в то время, когда там преподавали народный поэт Беларуси Нил Гилевич, ученый Олег Лойко. В студенческие годы увлекся литературой, начал писать стихи.

После окончания университета, Сергей преподавал белорусский язык и литературу, был директором сельской школы. Как он сам признается, занимался в большей степени хозяйством – выбивал гвозди для школьной крыши, искал по всему району цемент. В какой-то момент понял, что перестал развиваться, погряз в бытовых проблемах, житейских неурядицах.

Сяргей Украінка. Фота з архіва героя матэрыяла
Сяргей Украінка. Фота з архіва героя матэрыяла

К счастью, судьба совершила резкий поворот – в 1989 году Украинко стал старшим преподавателем тогда еще Могилевского пединститута. Работал на кафедре белорусской литературы, читал лекции по фольклору и мифологии. «Я попал в творческую среду, где никто не думал о деньгах. Да, и тратить их было некуда. В начале 90-х в могилевских магазинах на прилавках вместо продуктов стояли 3-х литровые банки. Это была эпоха тотального дефицита и инфляции. Выдавали талоны – 2 кг колбасы в месяц, 2 кг сахара, 5 пачек сигарет и т.д.». По словам Сергея, зарплата у него была мизерной (по нашим меркам, около 30 долларов, но платили, конечно, в «зайчиках»).

Мы не жили, а выживали

«Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что мы не жили, а выживали: купить нечего, денег нет. Помню, на 8 марта одна моя коллега принесла банку кофе. Мы смаковали каждый глоток, вдыхали аромат обычного индийского кофе со слоном на банке. Сейчас в жизни б его не пил – он кислый и «вонючий», – комментирует собеседник. – Мы были голодные, но счастливые. Это сегодня каждый стремится урвать, заработать… О поэзии вообще никто не думает. Она, по-моему, умерла. А тогда – все бедные, все равные, никто никому не завидует, никто никого не травит».

З'езд беларускіх пісьменнікаў. Фота з архіва героя матэрыяла
З'езд беларускіх пісьменнікаў. Фота з архіва героя матэрыяла

Спрашиваю, если ничего нельзя было купить, как люди выживали? «А кто как! Я ездил к родителям, привозил из деревни кабанчика, бульбачку. Один знакомый профессор из «машинки» ездил в Польшу за дубленками и продавал их на «Спартаке» (тогда стадион был большим рынком – авт.). Коллеги занимались репетиторством, писали студентам дипломные и курсовые. Денег не хватало катастрофически, особенно, когда отпустили цены. Продукты в магазинах и на рынке есть, а в кармане ветер свищет. В моей семье было 4 человека – жена и две дочки. Жили в университетском общежитии, которое на Ленинской. Экономили. На всех заваривали один пакетик чая».

Сяргей Украінка (з правага боку). Фота з архіва героя матэрыяла
Сяргей Украінка (з правага боку). Фота з архіва героя матэрыяла

– А когда ты почувствовал, что зарабатываешь достаточно? Что удается закрывать базовые потребности?

– Мне кажется, каждый человек должен определиться – он в эту жизнь пришел, чтобы зарабатывать, или, как я, сеять доброе, разумное, вечное. Работая в университете, разбогатеть невозможно. Более-менее, удалось перевести дух в 2008 – 2010-м. Я тогда в месяц зарабатывал где-то 400 долларов, чувствовал себя уверенно. А потом – очередной кризис, и все «ляснуло».

– Ты вынужден был уйти из университета. Как ты зарабатывал на жизнь?

– Первое время было очень трудно! Мне уже было под 50, поэтому на работу меня брать не торопились. Первое время калымил – научился делать печки, камины, ремонтировал дачи. Затем устроился сторожем на предприятие. Работаю там и по сегодняшний день – сутки через трое.

– Что с бюджетом? Сколько ты зарабатываешь?

– Зарплата у меня в районе 500 рублей, с премией – максимум 600. Подрабатываю, делаю ремонты и тому подобное. Правда, не всегда это получается, но в среднем в месяц рублей 800 набегает.

– Хватает на жизнь?

– Когда, мы жили вдвоем с женой, хватало. Но сейчас к нам переехала семья дочери, приходится ужиматься. Хотя, это не так уж и критично… Я ведь рыбак, причем заядлый. Поэтому в доме всегда есть свежая рыба. Кроме того, у меня большой огород и плюс еще участок земли. Своя картошка, лук, капуста, свекла. В магазине покупаем мясо, молочку, хлеб. На семью из пяти человек выходит 20 рублей.

Деньги в руки стараюсь не брать

Ты экономный человек?

– Я – страшный, патологический транжира, поэтому деньги в руки стараюсь не брать. Вообще, жизнь научила меня относиться к деньгам легко: есть – хорошо, нет – ну, и ладно. Как говорится, не были богатыми – не стоит и начинать.

– Пишутся ли стихи?

– Нет настроения для стихов! Особенно, когда все это началось в Украине… Не то, что писать, дышать иногда не хочется.

– Что ж, удачи! Спасибо!

Сергей Украинко автор книги «9 гранаў», множества стихов и рассказов, а также цикла житейских историй под названием «Смехаечки»

Сяргей Украінка ў кампаніі пісьменнікаў. Фота з архіва героя матэрыяла
Сяргей Украінка ў кампаніі пісьменнікаў. Фота з архіва героя матэрыяла