Наш сегодняшний герой Владимир Петрович известен горожанам как актер и режиссер-постановщик Могилевского драматического театра. Правда, с недавних пор в театре Петрович больше не работает и вынужден уйти в свободное плавание. Хочется верить, что мы еще увидим его постановки на могилевской сцене. Ведь настоящее искусство могут позволить себе лишь свободные люди. А Владимир Петрович – это точно «режиссер свободного человека».
О театре
– Театр для меня стал жизнью, потому что ему отдана большая ее часть. Но не заменил жизнь, хотя грань очень-очень тонкая. Могилевскому театру я служил 40 лет. Это много. Видел его взлеты и падения, видел застой и бурную активность... Но театр всегда вставал, отряхивался и, обновленный, двигался вперед.
– Сегодня белорусский театр находится в стагнации. У него нет свободы высказывания, свободы самовыражения. Все эти планы по зрителю, по спектаклям, по выездам в село, оздоровительным лагерям, школам и детским садам выхолащивают навыки актерской профессии и само понятие театрального искусства. Но верю, что театр выстоит, будет другим, и это нормально. Пока важен человек, его страсти, метания, попытка познать мир и самого себя, театр будет жив.
– Театр обязан быть актуальным. В идеале, он должен предвосхищать время, предугадывать события, "держать руку на пульсе" происходящего в мире. Это не агитка, и потому театр не может быть прямолинейным, как плакат. В основе искусства – многообразие средств образного выражения, которые способны дать мощный посыл зрителю.
О времени
– Время, в которое мы живем, я описал бы так: человек создает рукотворный ад на земле, которая могла бы быть раем. Я не понимаю людей. Не понимаю их стремления к уничтожению себе подобных, разрушению всего прекрасного, что создало человечество. И все это ради каких-то мифических невнятных целей, которые не поддаются логическому анализу и человеческому пониманию. Сегодня ЧЕЛОВЕК - это звучит СТРАШНО. Иногда приходит совершенно наивная мысль об отдельном острове, куда свозили бы любителей повоевать и развязывать военные конфликты, и пусть бы они там утоляли свои страсти к разрушению всего и вся.
– Главный урок жизни - не участвовать в несправедливости. Компромисс – вещь разъедающая, втягивающая в самую себя. Наступает момент, когда он становится нормой и вроде бы, уже полностью себя оправдывает. Он назовет себя "разумный компромисс", "компромисс во благо" и не успеешь оглянуться, как вокруг тебя преданы люди и идеалы...
О профессии
– Я актер и режиссер-постановщик. Что ближе? Это совершенно разные профессии. Актер – это эмоция, режиссер – логика и образное мышление. Это, конечно, грубые формулировки, но в основе своей верные. Актерство наскучить не может, оно безмерно, из него можно черпать и черпать. Но сегодня мне интереснее режиссура: она более неизведанна и этим притягивает. Так что стараюсь совмещать приятное с полезным.
Режиссер – диктатор, деспот. Ну... должен таким быть. У меня быть деспотом и диктатором не очень получается, я демократичен, прислушиваюсь к мнениям, правда, это не говорит о том, что я их всегда реализую. Но могу принять подсказку, предложение, если вижу, что они лучше, ярче моих собственных.
– Учиться никогда не поздно. Я многого не знаю, не умею в режиссерской профессии, и потому готов проходить практики, мастер-классы, смотреть, присутствовать впитывать и сейчас, когда мне 62 года.
– Импровизация – качественно подготовленное действо. Конечно, бывает спонтанная импровизация, но все же хороший экспромт – редкость. Многие актеры неправильно понимают суть импровизации, а на выходе становится неудобно и стыдно за них.
– Профессия актера воспитывает самодисциплину, пунктуальность, собранность. Расскажу пример из жизни. Нас пригласили на день рождения к 19.00. Мы ровно в 19.00 звоним в дверь, открывают "виновник торжества" и его родительница в бигуди, в переднике, с широко открытыми от удивления глазами... И это был не дурной тон с нашей стороны, а дисциплина и пунктуальность, доведенные до автоматизма, о которой уже не задумываешься. Просто она есть как данность.
– Любимый спектакль? Трудный вопрос. В каждый спектакль, в каждую роль ты влюбляешься, без этого нельзя. И это при том, что у меня были и нелюбимые спектакли, и спектакли, которые я терпеть не мог. Но если ты профессионал, будь добр надевай на себя личину и иди играй, живи на сцене. У нас в этих случаях говорят: «Зритель не виноват, это твои проблемы».
– Для какого зрителя работаю? Для неравнодушного, думающего, пытливого. Спектакль, это обоюдный акт творчества и обмена энергиями. Он очень зависит от зала. Как его смотрят, слушают, воспринимают. Актеры, находясь на сцене, очень чутко улавливают настроения сидящих в зале зрителей.
- Попса или андеграунд? Я за равновесие в построении репертуара. Кажется, позаимствовал этот принцип у Константина Райкина и старался им руководствоваться, когда был главным режиссером Могилевского театра.
Если взять репертуар за 100%, то: 20% классики, 20% современной драматургии, 20% зарубежной драматургии, 20% качественной попсы, 20% андерграунда. И если придерживаться этой схемы, то репертуарный театр в областном центре обязательно найдет своего зрителя.
О человеке
– С возрастом человек не меняется, но что-то приобретает душа. У кого-то больше, у кого-то меньше, у кого-то она скукоживается от поступков, творимых человеком... Но восточные практики говорят, что проживая миллион жизней ты все равно изживешь всю грязь, и душа вернется туда, откуда пришла, обогащенная опытом и просветленная. В это верю. Только количество своих жизней надо сознательно сокращать.
– В трудные моменты помогают близкие люди. Это может быть и поддержка, и критическое замечание, которое как "ушат холодной воды" вернет тебя на землю, или просто объятие, которое внесет спокойствие в раздрай твоей души. Внимание, способность услышать... И это возможно только с близким человеком, которому доверяешь.
– Личности истории, которые вызывают наибольшую антипатию – из недавнего времени Ленин, Сталин, Гитлер, Пол Пот - все те, для кого человеческая жизнь ничего не значит.
– Исторические симпатии: Лихачёв, Новодворская, Алексиевич, Сахаров, Быков...
– Ключевой принцип жизни: делай что должно, а там будь, что будет.
– Счастье: отсутствие несчастья
– Мир спасут любовь, доброта, сострадание, сочувствие и сопереживание.
– Милосердие или справедливость? Мне кажется милосердие важнее, оно объемнее, потому что оно из разряда духовного. А справедливость, мне кажется, из разряда светского. А светское можно интерпретировать.