На белорусской купюре в 200 рублей изображен Могилевский областной художественный музей имени Павла Масленикова.
В музей привела только «кругосветка»
Как оказалось, Евгений давно знал о существовании этого музея, но почему-то постоянно проходил мимо него.
– Только желание запечатлеть фото для «грашовай» кругосветки» и привело сюда, – признается молодой человек. На его взгляд, из всех «денежных» достопримечательностей «место оказалось самым небогатым в плане полученных впечатлений».
– Возможно в силу профессии меня больше интересует архитектура и история мест. Наш музей - одно из таких, где для меня была важнее история, чем то, что я увидел, – говорит Евгений.
На его взгляд, любой художественный музей и картинная галерея будут интересны «определенно не всем», а лишь ценителям искусства.
– Сложно, очень сложно нынче привлечь народ на выставки, – продолжает могилевчанин. – Во все времена искусство было уделом ограниченного круга людей, а сейчас, в век интернета, тем более. Впрочем, сегодня нужно постараться, чтобы заинтересовать и ту немногочисленную часть горожан, которая готова куда-то ходить. Для этого недостаточно экспозиций «древностей», не меняющихся годами. Хорошо бы искать интересные интерактивные формы взаимодействия с могилевчанами и гостями города. Возможно, использовать залы музея под форматные и атмосферные вечера, устраивать свадебные и другие фотосессии, проводить квесты и подобные мероприятия, которые были бы привлекательны для молодежи и делали музей "живым".
Что хранилось в комнате-сейфе?
Прояснив такую неутешительную картину, я решила в очередной раз отправиться в музей им. П. Масленикова сама. Поскольку не раз ходила на самые разнообразные выставки и знаю: кое-что интересное там бывает.
Знание истории родного города и его достопримечательностей – главный залог любви к ним, поэтому за рассказом про историю музея и его фонды я обратилась к Дмитрию Журавскому, заведующему отделом культурно-образовательной работы. Дмитрий любезно провел меня по всем музейным закоулкам.
Итак, построено здание в 1914 году архитектором Императорской Академии наук Санкт-Петербурга Александром Друкером для поземельно-крестьянского банка, который действовал до прихода советской власти. На то время здание было одним из самых современных и оборудовано по последнему слову техники: здесь провели телеграф, электричество и водяное отопление.
Архитектурное решение Друкер нашел в эклектике: использовал черты классицизма, псевдо-русского стиля и модерна. Внутренний декор входной группы, потолки, колонны и арки украшены аутентичной лепниной. А вот витражи в окнах, которые мы сегодня видим, были сделаны только в 1990-е годы.
С приходом советской власти в 1917 году в здании открылась редакция газеты «Революционная ставка». А с мая 1919-го здесь действовал Могилевский государственный исторический музей с большим фондом ценностей. Их специально свозили подальше на восток от границы, которая после Рижского мирного договора проходила по Минской области.
В бронированной комнате-сейфе исторического музея в Могилеве хранились:
- нумизматическая коллекция (золото с раскопок Помпеи);
- золотой и серебряный ключи от города Могилева, которые архиепископ Могилевской епархии Георгий Конисский символически передал Екатерине Второй, когда она встречалась в нашем городе с императором Францом Иосифом в 1789-м году;
- булава короля Польского и Сигизмунда III;
- коллекция живописи. В частности, картины Айвазовского, Серова, Репина, иконопись Боровиковского и работы других знаменитых художников;
- древние рукописные книги;
- иконы.
- Здесь же хранился оригинальный Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года, созданный мастером Лазарем Богшей. Именно в здании могилевского музея его видели последний раз.
«Тайна Креста»
Так сегодня называется одна из постоянных музейных экспозиций в бронированной комнате-сейфе, которая была восстановлена в 2013 году.
Сейчас здесь можно увидеть голограмму Креста Евфросинии Полоцкой в натуральную величину. Занималась ее созданием минская компания «Голографическая индустрия», которую возглавляет известный ученый-физик Леонид Танин.
Настоящий Крест Евфросинии был сделан из кипарисового дерева и драгоценных металлов, – на нем было 20 золотых и 21 серебряная пластины, а по всей линии реликвии шла нить из жемчуга.
Сохранилась опись Вацлава Ластовского, знаменитого белорусского деятеля 20-х годов прошлого века. Благодаря ей известно, что с Креста, к тому моменту, как он попал в Могилев, уже были сняты золотые и серебряные пластины и драгоценные камни. Которые, скорее всего, были проданы за рубеж. Молодому государству нужны были деньги, а не реликвии...
А во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии и вовсе был утрачен. По самой распространенной версии его увезли в Россию во время эвакуации, где он и пропал. По другой, во время оккупации крест увезли немцы. Есть мнение, что сейчас он может находиться на территории США. Правда, ООН предпринимались поиски Креста Евфросинии Полоцкой в Америке, но они не увенчались успехом.
Слуцкое Евангелие и пояс князя Витовта
В 1940-е годы пропал не только Крест Евфросинии, но и большинство ценностей музейного фонда, из которых нашлось только Слуцкое Евангелие, по преданию, написанное самим князем Юрием Олельковичем в 1581 году. Найдено оно было в 2000- х годах в семье, которая даже не подозревала о ценности книги. Национальная Библиотека Беларуси, где теперь хранится оригинал, отпечатала факсимильные копии и одну из них подарила музею им. П. Масленикова. Копию Евангелия можно увидеть в зале экспозиции «Таинственный отблеск столетий», которую открыли в январе 2022 года. Здесь представлены 16 голографических изображений ценностей, найденных на территории Беларуси. Большинство из них сейчас находятся в фондах минских музеев. Один из самых интересных экспонатов - пояс князя Витовта – героя Грюнвальдской битвы 1410 года, наверное, самого известного из князей ВКЛ.
Сохраненное наследие
Еще одна постоянная экспозиция представлена декоративно-прикладным искусством, иконописью и монументальной фресковой живописью. Здесь интересна восстановленная фреска «Преображение Господне» из Белыничского костела кармелитов, который был снесен в 1970-х годах прошлого века. Фреска была выполнена в 1761 году монахом Иосифом и его помощниками – Шульцом и Прозером. Перед уничтожением костела художник-реставратор Юрий Малиновский со своей командой успел снять фрески и долгие годы занимался их восстановлением.
Фреска «Несение Креста» из этого же костела теперь находится в Белыничском художественном музее.
В экспозиции можно увидеть и белорусские иконы, в том числе копию знаменитой Матери Божией Белыничской, которую почитают, как православные, так и католики. Корона на голове Богоматери – особая католическая традиция и знак особого почитания. Кроме того, на ней изображены гербы родов Сапег и Огинских, которые владели тогда Белыничами.
Имя художника было присвоено музею
Павел Маслеников родился в 1914-м году, в котором было построено и здание музея. Жил он с родителями в деревне Низкая Улица, которая сейчас слилась с агрогородком (ранее деревней) Княжицы, где художник когда-то учился в школе. Однажды директор школы организовала ребятам экскурсию в Могилевский исторический музей. Юный Маслеников был так впечатлен богатой живописной коллекцией, что увлекся рисованием и затем – профессиональной живописью. Как одного из лучших выпускников Витебского художественного училища его направили по распределению работать художником-декоратором в Национальный театр оперы и балета.
19 ноября 1990 года в здании бывшего исторического музея открылся Могилевский областной художественный музей. 28 июля этого же года здесь начала работать первая в нашей стране авторская галерея: Павел Васильевич Маслеников, к этому времени уже народный художник Беларуси, подарил музею 125 своих лучших произведений. Через два года после его смерти музею было присвоено имя художника.
В галерее, кроме белорусских пейзажей, можно увидеть много его работ из путешествий по Индии и Непалу. Самая последняя работа художника осталась недописанной – ее передали музею родные. Никто не знает, что он хотел изобразить, но, похоже, что это было предчувствие Вечности.
Нескучные выставки
Кроме постоянных экспозиций, в музее часто демонстрируются сменные выставочные проекты.
– В год проходит по несколько десятков выставок, – рассказывает Дмитрий Журавский. – Например, сейчас у нас одновременно представлены временные экспозиций на разные темы. На выставке «Нам жить и помнить», посетители могут увидеть макеты сожженных в годы войны деревень Могилевщины. «Иди и смотри...» – новая экспозиция, посвященная памяти жертв геноцида белорусского народа, дополненная архивными документами.
А с 6 апреля в музее выставка «Мумии фараонов Египта» с экспонатами из частной коллекции и увлекательная интерактивная экспозиция «ЭКСПИРИмЕНтУС», наглядно демонстрирующая различные законы физики и природные явления. Они будут интересны как взрослым, так и детям.
Кроме того, каждые выходные здесь традиционно проводятся «Уикенды в музее» в формате семейного досуга. Периодически проходят мастер-классы и квесты.
Чтобы найти то, что придется по вкусу именно вам, следите за афишами музея в соцсетях, а также за афишей на нашем сайте и в нашем инстаграме @promogilev24.
О других путешествиях Евгения в поисках изображений банкнот в 5, 10, 20, 50, 100 рублей читайте в наших прошлых публикациях:
«Грашовая» кругосветка. Могилевчанин путешествует по «денежным» достопримечательностям Беларуси
«Грашовая» кругосветка» могилевчанина: Каменецкая Вежа
«Грашовая» кругосветка» могилевчанина: что будет с храмом в Полоцке?
«Грашовая» кругосветка» могилевчанина: дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле
«Грашовая» кругосветка» могилевчанина: тайны Мирского замка
«Грашовая» кругосветка» могилевчанина: Несвижский замок