«Первые шинники обязательно вспомнят – да, это Коля собирал!» История первых лет «Белшины» от сборщика первой шины и его ученика

610
Артём ЛУКЬЯНОВИЧ. Фото: Александр ЧУГУЕВ и из архива героев
Недавно Бобруйский шинный отметил свое 50-летие, которое отсчитывает от выпуска первой покрышки. Мы поговорили с двумя ветеранами комбината о тех годах, как «Белшина» появлялась. Один из них и делал тут самую первую покрышку.
24.03.2022. Бобруйск. Сборщик первой покрышки Виктор Антонович Вишневский
24.03.2022. Бобруйск. Сборщик первой покрышки Виктор Антонович Вишневский

Началось с того, что в редакцию обратился ветеран «Белшины» Виктор Антонович Вишневский. Посетовал на то, что, рассматривая материал про празднование юбилея, не увидел по сути главного героя, живого символа зарождения шинного комбината – того, кто собрал ту самую первую покрышку, Николая Ивановича Андреева.

«Давайте его от меня и других шинников поздравим! Первые шинники обязательно вспомнят – да, это Коля собирал!»

Поздравляем, конечно!

Заодно и поговорили с обоими ветеранами о том, как появлялся гигант бобруйской промышленности.

24.03.2022. Бобруйск. Сборщики первой покрышки Николай Иванович Андреев и Виктор Антонович Вишневский
24.03.2022. Бобруйск. Сборщики первой покрышки Николай Иванович Андреев и Виктор Антонович Вишневский
1963 – начало строительства Белорусского шинного комбината.
1.01.1972 – выпуск первой шины.
31.12.1972 – открытие ЗКГШ, декабрь 1979 – ЗМШ, 31.01.1985 – СКГШ.

БШК был 13-м шинным комбинатом в СССР, уже были Бакинский, Барнаульский, Воронежский, Днепропетровский, Московский, Ярославский... Из Бобруйска молодые специалисты туда ездили учиться, а опытные оттуда переезжали в Бобруйск – чтобы получить квартиру.

– Все ехали ради жилья, и рабочие и начальство, – говорит Виктор Вишневский. – Были даже разные очереди на жилье: общая, «директорская» для руководства, для молодых специалистов, и даже отдельная для матерей-одиночек.

Так приехал и Николай Андреев из Днепропетровска. Родом он из Казахстана, семья переехала в Украину, 2 года работал на Днепропетровском шинном сборщиком. Жил то в общежитии, то на съемной квартире.

– Узнал, что в Бобруйске набирают народ на новый шинный комбинат и быстро дают квартиры. Я только женился, квартира была нужна – уволился и поехал. С октября 1971 начал работать в Бобруйске. А на жилье был 731-й в очереди, поначалу снимали квартиру на Черепичном.

Отдел кадров был тогда на Минской в бараке по дороге от остановки до кожкомбината, теперь там пустырь.

– Я видел как дембелей привозили с Авиагородка автобусом в отдел кадров, – вспоминает Виктор Вишневский. – И агитировали идти на шинный. Кто соглашался – того увольняли из армии раньше, а на шинном давали 100 рублей подъемных. Также и по деревням ездили желающих набирали.

24.03.2022. Бобруйск. Сборщик первой покрышки Николай Иванович Андреев
24.03.2022. Бобруйск. Сборщик первой покрышки Николай Иванович Андреев

Первые два месяца Николай Андреев и многие другие специалисты работали на... стройке микрорайона Даманский. Практически, сами строили себе жилье, пусть и не обязательно те самые дома, в которых после поселились.

– Я стеклил, ребята полы стелили, – улыбается Николай Иванович. – А потом Ланцевич, начальник сборочного цеха, вызвал: «Ты работал с такими вот размерами? Отлично, будешь первую покрышку собирать». Это должна была быть шина модели 18.00-25 для 27-тонного Белаза.

В то время на впоследствии крупном комбинате был только блок механических производств – будущий механический завод – и при нем экспериментальный участок для сборки оборудования и первых шин. Выпустить первую бобруйскую шину решили на Новый 1972-й год.

– Начали 31 декабря где-то в 8 вечера, – вспоминает Николай Андреев, – думали быстро управимся. И просидели всю новогоднюю ночь. Сырья своего тогда не было, возили с Днепра – и «браслеты», и «крылья», протекторы – все запчасти будущих покрышек, даже клей. А зима – по дороге всё закаменело, резина аж белая была. Ну, немного гнулась, но не прилипала. Приходилось по многу смазывать черным клеем. Хорошо хоть калориферы грели, мы в цеху не мерзли.

На не до конца отлаженном станке, теперь уже практически устаревшим браслетным способом, натягивая части на барабан, собирали первую бобруйскую покрышку двое – Николай Андреев и Сергей Петруша. Но наш собеседник вспомнил всех причастных:

– Помогали нам Володя Прокопенко и Ибрагимов из Баку, не помню имя, начальник сборочного цеха Петр Ланцевич, начальник экспериментального участка Павел Кислица, энергетик Валерий Зинченко, электрик Сергей Ткачев, механик Василий Шупта, слесарь Ермолаев, вроде Володя. К утру мы, сборка, покрышку собрали, и уже варки, то есть вулканизации, не дождались, поехали отсыпаться. Поэтому на праздничном фото только вулканизаторщики и руководство.

А вскоре на заводе появился и бобруйчанин Виктор Вишневский.

– У меня 19 февраля 1972-го была свадьба, так что нам тоже 50 лет, – рассказывает Виктор Антонович. – И только женился, сразу многие сказали: иди на шинный, там будут квартиры давать. И 6 марта я пришел устраиваться, с 9-го уже работал. И в тот же день встал на очередь, был 1440-й.

Сначала Виктор был подсобным рабочим, потом учеником у Николая Андреева. Работали хоть на станке, но многое приходилось вытягивать вручную, рассказывает Виктор Антонович – и показывает, как быстро сгибаются-разгибаются пальцы, а мизинцы уже не разгибаются. Работал он до 2010 года, ушел со 2-й группой инвалидности.

Виктор 2 месяца был на учебе на Московском шинном и вспоминает:

– Московский завод маленький, низенький. А у нас как построили КГШ: потолки высокие, кругом широко, все четко – красота!

Но сначала были редкие здания на краю города, по которому еще не ездили троллейбусы.

В.В.: – Здания АИК тогда еще не было, КГШ только начинали строить, пожарное депо, что теперь за конечной троллейбуса №1, было. А троллейбусов еще в городе не было. Автобус №8 ходил примерно до теперешней конечной троллейбуса, а потом пешком мимо пожарки на мехзавод.

Н.А.: – Потом запустили протекторный участок, каландровый – сначала всё в одном месте, через стенку. Браслеты стали делать сами, а корд, клей, смеси еще пару лет возили из Днепра. И бензин «Калоша» чистый, без примесей для очистки резины. На нем и мотоциклы хорошо бегали.

31 декабря 1972 открылся завод крупногабаритных шин, туда перешли наши герои и проработали всю жизнь. Оба ушли на пенсию в 2010-м. На территории КГШ сейчас стоит и та самая первая покрышка.

В начале 80-х на КГШ выделили место для сборки новых сверхкрупногабаритных шин, завод СКГШ тогда только строился. Петр Ланцевич позвал Николая Андреева собрать бригаду опытных сборщиков, попал в нее и Виктор Вишневский. И когда собрали шину для 180-тонного Белаза, произошел с коллегами забавный случай:

– Пришел фотограф Годин из газеты «За ударный труд» (теперь «Шинник»), – рассказывает Виктор Вишневский, – с заданием снять мастера Андреева на фоне покрышки. Но фотограф посмотрел-посмотрел и говорит: «Он слишком высокий, мне надо пониже», – и снял меня.

24.03.2022. Бобруйск. Сборщики первой покрышки Николай Иванович Андреев и Виктор Антонович Вишневский
24.03.2022. Бобруйск. Сборщики первой покрышки Николай Иванович Андреев и Виктор Антонович Вишневский

А квартиру Николай ждал два с половиной года, получил в мае 74-го трехкомнатную на Даманском:

– С одним ребенком давали двухкомнатную, но мне как сборщику первой покрышки дали трехкомнатную. С условием: «Роди ещё». Мы выполнили.

Виктор получил квартиру через 4 года и 8 месяцев, на Гагарина. Сейчас Виктор Антонович с женой переселились в отдельный дом, а в белшиновской квартире живет семья сына.