Как выживает сегодня туристическая сфера – недавно мы расспрашивали директора одного из могилевских турагентств. ИП Галина Турандина одной из причин, по которой она вынуждена закрывать свое турагентство, назвала массовый отказ туристов от забронированных туров из-за роста стоимости поездок.
Но не только турагентства, а и сами туристы рискуют сегодня, пользуясь услугой бронирования. Это подтверждает история жителя Могилева Юрия Г. Началась она еще в 2019 году.
По словам Юрия, его семья всегда практиковала раннее бронирование туров – это позволяло сэкономить приличные суммы.
Часть отпуска летом 2020 года они с супругой и сыном решили провести на берегу моря в Болгарии. Забронировали поездку в агентстве Tez Tour в декабре 2019-го, заплатив первый взнос – 300 долларов, около 20 процентов от общей стоимости тура.
Но началась пандемия COVID-19, страны одна за другой стали закрывать границы, и стало понятно, что с отдыхом у моря придется повременить...
Юрий обратился в турагентство за несколько месяцев до запланированной поездки и сообщил о намерении от нее отказаться и забрать деньги. Ему пояснили, что таких желающих аннулировать уже оформленные договора очень много, и попросили повременить с возвратом денег. А чтобы сохранить уже уплаченную сумму – предложили «заморозить» ее в валюте по курсу на тот день.
– Дескать, когда пандемия закончится, восстановится транспортное сообщение между странами и вновь заработают курорты, мы сможем на льготных условиях отдохнуть в той же Болгарии. То есть, предложили поездку, по сути, отложить. Идея нам понравилась, к тому же тогда мы все верили, что вот-вот будет изобретена вакцина, и все закончится, – вспоминает Юрий.
Достигнутые с турфирмой договоренности были подкреплены документами. Когда срок их действия – год – истек, мужчина вновь обратился в турагентство. Его вновь убедили, что поездка в Болгарию в самое ближайшее время состоится – надо только подождать.
– Мы так устали от коронавируса, переболели, мечтали про ласковое море и теплый песок, – говорит Юрий. – И были уверены, что в самое ближайшее время непременно поедем отдыхать, ведь у нас забронирован тур! Эта мысль так радовала...
Но проходили недели, месяцы, а ситуация не менялась. Вот уже и второй год соглашения с фирмой заканчивался...
В конце 2021-го семья решила, что больше на уговоры соглашаться не будет. Турфирма в ответ активно начала уговаривать могилевчан купить путевки на отдых в Беларуси. Предлагали самые разные варианты в санаториях.
– Мы дали себя уговорить, потому что понимали – трудностей с возвращением наличных не избежать, – признается Юрий. – Сил на эту борьбу уже не было.
В итоге, санаторий выбрали самостоятельно – на Витебщине. Несмотря на то, что с ним Tez Tour не работал, просьбу клиентов удовлетворили.
Суммы, которую семья два года назад заплатила в качестве аванса за бронь, как раз хватило на тур выходного дня в санатории. Ее остаток, 20 рублей, по словам Юрия, турфирма перечислила на счет жены.
– Причем, мы еще и комиссию заплатили за перевод – 6 рублей, – добавляет он. – Не расстроило, но неприятный осадок остался.
Юрий убежден: решение поехать хотя бы в санаторий на выходные, было правильным:
– Если бы согласились подождать еще месяц-два, шансы на возвращение денег были бы равны нулю.