«С 1 апреля офис закрываю». Директор могилевского турагентства рассказала о «планах»

1728
Галина ПОКРОВСКАЯ.
Как выживает сегодня туристическая сфера – мы спросили у директора одного из могилевских турагентств.

Индивидуальный предприниматель из Могилева Галина Турандина с 2015 года продавала туры могилевчанам и жителям области. Ее турагентство «ВЕЛЛ-Магілёў» (посредник между туроператором и покупателем) специализировалось на внешнем туризме, на отдыхе и экскурсионных поездках практически во все страны мира. Результат пяти лет работы давал основания Галине строить планы на будущее.

Первым в 2020 году их подкорректировал COVID-19. Закрылись многие границы, сократился поток клиентов. Из-за массовой отмены полетов и туров некоторые туристы, бронировавшие их заранее, потребовали оперативного возврата средств, на что имели право. Но для многих турагентств такой форс-мажор стал началом конца.

– Наши клиенты считают, что деньги, которые они заплатили за бронирование тура, хранятся на счетах турфирмы. Но это не так, – поясняет Галина. – У нас остается лишь 5-7 процентов от суммы, из которых оплачиваются налоги, аренда помещения, коммунальные услуги и зарплата сотрудникам. Большая же часть этих средств перечисляется туроператору на оплату авиабилетов, мест в отелях и т. д. Поэтому, когда клиент обращается за возвратом средств, сделать это оперативно крайне сложно. Чтобы спасти репутацию и не разориться, работники агентств часто берут кредиты или продают, например, свои автомобили и возвращают туристам деньги. Но и такие меры не всегда спасают. Туроператора «Натали Турс», например, не спасли – обанкротился.

2021 г. Могилев. Закатное небо после дождя. Фото: Александр ЧУГУЕВ
2021 г. Могилев. Закатное небо после дождя. Фото: Александр ЧУГУЕВ

Наступивший 2021 год давал турфирмам надежды на медленное восстановление продаж – поочередно заявляли об открытии границ для туристов Болгария, Греция, Хорватия, Турция, Египет. Туроператоры вновь объявили о раннем бронировании. Люди откликнулись. Но с мая 2021 года из-за посадки самолета в Минске европейское небо для белорусов закрыли. В Болгарию можно было добраться, например, только через Стамбул. А это не только увеличение времени на перелет минимум на час, но и удорожание поездки в среднем на 20-30 процентов.

Крайними снова стали турагентства, в которые люди массово пошли за возвратом средств.

– Не выдержал испытаний белорусский офис туроператора «Музенидис» – сейчас он в стадии банкротства, – рассказывает Галина Турандина. – Мы тоже затянули пояса и ждали, что ситуация вот-вот начнет меняться: пандемия пошла на спад, а постоянные клиенты говорили о готовности и желании ехать к морю.

Но 24 февраля весь мир стал другим. Теперь из-за военных действий в Украине и российским авиакомпаниям отказано в перелетах над европейскими странами, и не только, они отключены от международной системы навигации, а, чтобы избежать ареста лизинговых самолетов, уже россияне отменили международные рейсы. Параллельно украинские туроператоры, услугами которых пользовались белорусы, отменили свои программы.

– Сегодня мы можем предложить для отдыха лишь Арабские Эмираты и Египет, в который можно попасть только через Казахстан, с посадкой на дозаправку в Актау, – продолжает Галина. – Такая логистика увеличивает полет чартерных рейсов минимум на 3 часа, а стоимость билетов – на треть. Если добавить сюда курсовую разницу из-за роста стоимости доллара...

Люди вновь начинают отказываться от забронированных на лето-2022 путевок. Сейчас Галина как раз занимается последствиями аннулированного тура.

По словам Турандиной, белорусские турфирмы собирали подписи под коллективным обращением в Совет министров с просьбой продлить, по возможности, сроки выплаты денег по отмененным турам – до 31 декабря 2022 года. (Сейчас, по закону, деньги необходимо вернуть в течение 14 дней). Подписанты надеются, что рассрочка даст возможность избежать ликвидации предприятий.

Но именно для своей турфирмы Галина не видит в этом шаге спасения. Поэтому решила с 1 апреля приостановить деятельность. Кроме нее, других сотрудников в штате не было.

– Может быть, к лету ситуация и поменяется к лучшему, но платить за аренду и налоги нужно сегодня, а запас прочности уже истощен, – объясняет она. – Поэтому офис фирмы закрываю.