Казалось бы, два старых товарища шутки ради несколько дней назад решили сфотографироваться рядом со знаменитой «Дамой с собачкой», что у драмтеатра, и обнародовали снимок.
И буквально через день могилевчанка Людмила Мацкелло отозвалась вопросительным комментарием: «Не тот ли это Слава Кот, который в юности хипповал и слыл хорошим работником метлы, а теперь и лопаты? Ничего личного, просто уточняю».
«Да, – отвечаю, – он самый. А еще он писал прозу и в 1982 году снял просто улетный фильм «Пенсия», который целиком еще никто так и не видел. Там просто бесценные кадры нашего города того времени».
«В 80-х годах, – добавила Людмила, – личность Славы Кота была очень популярна. Когда-то давно, именно в 80-е, ранним утром, пробегая мимо драмтеатра, увидела Славу с шикарной, чисто вымытой, длинной шевелюрой и с метлой. Он так самозабвенно и ответственно мёл улицу Первомайскую, что я даже позавидовала, как, черт возьми, он красиво это делает... Виртуозно, с оттяжечкой, в сандалиях на босу ногу...».
«Я, кстати, тоже всегда хотел быть дворником, – не удержался от откровенности автор этих строк. – Но как-то не сложилось».
Уж не знаю, возможно, кличка Славы (а Кот это не фамилия) каким-то образом воскресила в сознании Людмилы давно дремавшие ассоциации, так или иначе связанные с нашими четвероногими мурлыками, но в дальнейшем она совершенно неожиданно для меня дополнила ранее опубликованную на нашем сайте главу о кафе «Березка» ну очень любопытными фактами. Вот ее дословное повествование, касающееся уже того времени, когда в заведении начали танцевать:
«В 1980-е я тоже часто бывала в кафе «Березка». И что особенно запомнилось – когда мы отдыхали на втором этаже, во время танцев всегда оставляли кого-нибудь дежурить за столом. И все потому, что, как только начиналась танцевальная часть, откуда ни возьмись на втором этаже появлялись кошки! Они бесцеремонно хватали с опустевших столов все, что видели – шницели, колбасу, курицу… И тут же сбегали! Многие гости, не зная об этом нашествии, уходили танцевать, и возвращались к пустым тарелкам. Это было на самом деле!»
«Березка», – продолжала Людмила, – в 1980-е была очень популярна! Туда было не попасть! На втором этаже уже функционировал банкетный зал. Там гуляли свадьбы, юбилеи, всякие торжества. На первом – танцевали под магнитофон. Был сделан хороший ремонт, бархатные шторы, все чинно, благородно, при свечах... Но только вот эти кошки!!! И откуда они брались? Причем, до поры до времени их не было не видно и не слышно. Но, как только начинала звучать музыка – это был сигнал к нападению! Причем действовали они молниеносно! Хватали со столов со скоростью звука еду и тут же скрывались... Может, лаз у них какой-то был или вентиляционная труба служила путепроводом... Я уж не помню, закатывали ли мы скандал официанткам по этому поводу».
Чтобы завершить в нашей сегодняшней публикацию тему, извините, котов (с малой и большой буквы), поясню некоторые детали снятой Славой Котом по собственному сценарию кинокомедии «Пенсия».
Главные роли достались его отцу (Иван Иванович), господам Рипинскому (Художник) и Филиппу (естественно, Поэт, но еще и Музыкант), а также Кларе Златиной (Почтальон). Съемки происходили в центральном городском квадрате, ограниченном Пожарным переулком и улицами Первомайской, Ленинской, Болдина. Значительные фрагменты ленты отсняты также в квартире автора кино и в знаменитой мастерской художника Рипинского.
Сегодня, глядя «Пенсию», хочется вступить в пионеры – настолько впечатляют зрителя кадры незамысловатой эксцентричной истории, разворачивающейся в до боли знакомых уголках города и рассказанной просто, доходчиво, без выпендрежа. Как в пионерской клятве.
К сожалению, фильм немой. Вернее, до наших дней не дошла его звуковая часть, записанная на обыкновенную магнитофонную пленку на бобине. Слава Кот припоминает, что в середине 80-х Филипп выкупил у него «кино» за 40 рублей, но «звук» где-то «зафилиппил». На него, Филиппа, это похоже.
Но совершенно невероятно еще и то, что в самом начале 2020 года, при встрече с автором этих строк, Филипп напел одну из песен, звучавших в фильме.
– Ты помнишь слова композиции? – с удивлением поинтересовался я.
– Там их было три, – пояснил он. – Две смогу напеть, без проблем. Третью вряд ли, но за две ручаюсь!
К сожалению, в конце прошлого года Филипп умер. «Пенсия» так и осталась неозвученной. Вот потому-то я и не хочу пока что полностью показывать вам достойный восхищения видеоряд.
Ну, и в завершение небольшая ремарка, касающаяся победителя объявленного нашей редакцией конкурса. Если помните, читателям надо было ответить на один вопрос, касающийся могилевских хиппи. Точного ответа мы так ни от кого не получили, но «по совокупности причин» подборку книг получает, конечно же, Людмила Мацкелло из Могилева. Но на этом наши читательские мини-конкурсы не заканчиваются.
Продолжение следует.