А вот посетители кафе «Березка» в тот давний вечер видели, как на потолке качались люстры. О чем это говорит? В первую очередь о том, что, сколько бы бутылок пива наш человек не выпил, от его пытливого взора не ускользнет никакая деталь. Короче, люстры качались, а люди – нет. Во всяком случае Олег Метельский (в отличие от меня) все прекрасно зафиксировал в своем сознании и напомнил об этом необычном для наших широт факте.
Не только отгоняя мух
Теперь – ранее обещанное. Это я о девушках советского времени, в частности, об официантках. Перед вами – уникальное фото из коллекции Евгения Байкова, на котором запечатлена «боевая» смена официанток легендарной «Березки». 1972 год. Как говорится, на память всем, кто когда-либо бывал в кафе.
Да, это те самые красавицы, пусть и не в полном составе, кто подносил нам нехитрые салаты и простецкие напитки. Кто вместе с нами слушал записи Gary Glitter , «The Rubettes» и «Slade», звучавшие из принесенных магнитофонов (хотя сами девушки были «заточены» на Мартынова или ВИА «Лейся, песня»). Это те самые красавицы, которые заботливо отгоняли мух от ненароком задремавших за столом посетителей, а иной раз, что греха таить, даже создавали им комфортные условия на период ночного сна, выпадавшего к моменту закрытия кафешки. Такое тоже ведь иногда случалось. Но благодаря душевным качествам этих обворожительных официанток никто из заночевавших в «Березке» джентльменов никогда не пострадал.
Наоборот, отдельные молодые люди даже умудрялись поутру, проснувшись неподалеку от кухонного отсека, разыскать если не вчерашний шницель с бутылкой «Жигулевского», то хотя бы фужер с минералкой. Очень и очень востребованной. По понятным причинам.
Салфетка из позапрошлой жизни
Вначале я отказывался верить... Ну, разве такое может быть, думаю. А потом...
Короче, несколько лет назад у меня в руках оказалась салфетка из кафе «Березки». Все эти долгие годы она валялась в кладовке квартиры Партизана. (Брезгливый человек может дальше не читать.)
Где-то в 80-х они с Сашкой Безрученко и с кем-то еще отдыхали в «Березке». Уходя, завернули закусь в салфетку и переместились в другое место. И вот через свою сестру Партизан передал салфетку вашему покорному слуге. Голубая. Кто помнит, такие были только в «Березе».
Она не стирана с тех давних лет (характерный, пардон, запах подтверждает вышесказанное).Ну, что тут еще добавишь...
Конечно, я выложил этот пост в Фейсбук – пусть, думаю, семидесятники порадуются, вспомнив годы молодые. И они действительно порадовались вместе со мной. И не только семидесятники…
Вот некоторые комментарии.
Владислав Вишневецкий: «Был там в детстве, заказал мороженое с арахисом. Не понравилось. Еще подумал тогда, что в «Пингвине» вкуснее. А вообще «Березка» – это не про мороженое».
Сергей Корнеев: «Постоянно ходили в «Березку» после футбола. Хорошее было кафе».
Лиза Баранова: «Я жила недалеко, на проспекте, каждый день ходила мимо».
Людмила Аношкина: «У моей сестренки Иры в «Березке» была свадьба. А запомнилось казусное: бросая конфеты (была такая традиция), я попала в тарелку, стоящую напротив уважаемого гостя – папиного друга и коллеги Бронислава Андреевича Прошко, и заляпала ему костюм... Испугалась и огорчилась. А Бронислав Андреевич, представьте себе, меня еще и утешал».
Мирон Щудло (тогда еще нас не покинувший): «Как не стыдно! Тырим салфетки по кафешкам... Ай-я-яй».
«Березка», как вам известно, уже давно исчезла. Где-то в девяностых она неожиданно превратилась в частный итальянский ресторан «Zio Pepe», потом, когда у новых хозяев бизнес не заладился и они освободили помещение, долгое время пустовала. Я чуть было не сподобился организовать там перфоманс, где планировалось на несколько часов воссоздать атмосферу прошлых лет. Чуть-чуть не успел, магазин заняли продавцы бытовой техники. Теперь вот там продают мебель.
Зачастую непредсказуемые метаморфозы претерпели и судьбы многих из той компании молодежи, которая когда-то была «приписана» к «Березке». К тому же – человек смертен. Не стало Васи Мака, Гены Хака, Коли Клишевича, Сашки Безрученко, Шуры Богинцева, Валика Михайлова, Саши Филипченко… Некоторые девчонки тоже ушли в мир иной: Таня Туленкова, Алла Лесниковская, Женя Колтунова…
Да, жизнь идет своим чередом, все изменяется до неузнаваемости, и лишь наша память пока еще хранит эпизоды прошлого в том неизменном виде, который автор попытался воссоздать с помощью текста, фотографий и рисунков.
Продолжение следует.