Но здесь совершенно уникальный случай. Во-первых, оркестр главного универмага Могилева всегда состоял исключительно из представительниц прекрасного пола, для которых, сами понимаете, 8 марта день особый.
Во-вторых, с момента своего создания в 1976 году и на протяжении еще долгих лет коллектив «Лиры» оставался единственным в Беларуси женским духовым оркестром.
Уж не знаю, при каких обстоятельствах 46 лет назад у молодого тогда дирижера Геннадия Сахрая родилась идея создать такой необычный ансамбль. С мужчинами ведь все понятно, они с момента изобретения труб и тромбонов самоотверженно и небезуспешно в них дули во все щеки. Но вот дамы…
Правда, сам дирижер (которого, увы, не стало в прошлом году) как-то упоминал в прессе, что толчком послужило увиденное им выступление Харьковского эстрадного оркестра, в котором на духовых инструментах играли девушки. Но, согласитесь, даже мужчина-барабанщик это уже солидная моральная поддержка для женщин с трубами в руках. А тут – в джазе только девушки!
Говорят, когда в универмаге в середине семидесятых появилось объявление о создании женского духового оркестра, многие подумали, что это какой-то остроумный розыгрыш. Однако Геннадий Сахрай был настойчив и целеустремлен. К концу 1975 года он каким-то непостижимым образом умудрился подобрать необходимое для выступление число участниц. Ни одна из которых никогда не играла на… духовых инструментах. Да, большинство девушек училось некоторое время в музыкальных школах – кто на фортепиано, кто на скрипке. Однако вся эта духовая медь была для них полнейшей экзотикой.
И тем не менее «Лира» 8 марта 1976 года, в Международный женский день, дала свой первый концерт. Регулярные репетиции даром не прошли. Жанна Прохоренко, Людмила Короткова, Ирина Гуленкова, Татьяна Василькова, Валентина Лосикова, Мария Адамченко, Надежда Никифорова, Светлана Секацкая, Раиса Хребтович… Это те работницы универмага, кто был в числе первого состава оркестра, удивившего зрителей не только визуально, но и покорившего великолепно исполненным репертуаром.
И с этого момента универмаговская «Лира» стала постоянным и любимым горожанами участником всевозможных городских праздников и торжеств различного масштаба. Вспоминаю, как, будучи еще молодым инженером Могилевского лифтостроительного завода, где-то в самом начале 1980-х годов, заглядевшись на эффектно марширующих и музицирующих по центральной улице дам, чуть было не сшиб головою фонарный столб. Зрелище, скажу вам, было действительно завораживающим – это я о выступлении «Лиры».
В те годы мне очень нравилась американская джаз-рок группа «Blood, Sweat & Tears» («Кровь, пот и слезы»), где духовая секция временами просто ошеломляла слушателя своими великолепными вставками. Но там же играли мужчины.
И вдруг нечто похожее (пусть и не такого высокого качества), но в исполнении элегантных дам. И не где-то там, в Оклахоме (которую мы тогда могли себе представить в основном только по кинофильмам), а у нас, в Могилеве, прямо на Первомайской. А потом на стадионе «Спартак», в Печерском лесопарке. География выступления оркестра с каждым годом расширялась. Появились прямо-таки гастрольные поездки по другим городам и весям, за рубеж. На конкурсы, фестивали, праздники…
Менялся состав (дамы ведь время от времени уходили не только в декретный отпуск), видоизменялся репертуар (время накладывало свой отпечаток), но «Лира» всегда оставалась на высоте.
До 1990 года оркестром руководил Геннадий Сахрай. Потом ему на смену пришел Василий Паращенко. К сожалению, несколько лет назад он тоже умер. Сегодня коллективом руководит Денис Аюпов.
Накануне дня рождения оркестра мы разыскали некоторых участниц коллектива, которые стояли, так сказать, у истоков его создания.
Наталья Костусева пришла в «Лиру» в 1983 году и добросовестного отыграла на тарелках аж до 2004-го. Сейчас на залуженном отдыхе. Она с особой теплотой вспоминает своих подруг, с которыми в оркестре столько всего сделано-переделано, и бережно хранит старые фотографии, газетно-журнальные вырезки.
А вот Людмила Короткова в духовом оркестре универмага – с его самого первого дня! Играла на баритон-трубе с 1976 по 2013-й. В момент зачисления в ансамбль работала в отделе женской одежды, а потом перешла в парфюмерию.
– Сложно было начинать? – поинтересовался я у Людмилы.
– Нет, я ведь до этого несколько лет отучилась в музыкальной школе по классу фортепиано, знала нотную грамоту, что дало возможность легко перейти на трубу.
– Скажите, а что помимо музыки стало той объединяющей для вас силой, которая позволяет оркестру и по сей день радовать слушателей?
– Наверное, дружеские отношения. Ведь все это время я находилась рядом с дорогими сердцу людьми. Мы вместе с ними участвовали в различных мероприятиях, поездках, концертах…
– Кого из участников оркестра вы бы назвали в первую очередь?
– Таню Василькову. Мы очень были с ней дружны. К сожалению, недавно ее не стало. Конечно же, одной из моих лучших подруг была и остается Наташа Костусева.
К слову, несколько лет в оркестре участвовала и дочь Людмилы – Кристина Белясова. Как видим, пример мамы оказался в хорошем смысле слова заразительным. Кристина играла на саксофоне. Тем самым наглядно демонстрируя ту особую связь между людьми (в том числе и между родственниками), которые однажды вдруг ощутив некое духовное единство, всеми силами стараются его сохранить. Несмотря ни на что.