«Вязальная фабрика в одном лице»
– Бабушка у нас – вязальная фабрика в одном лице, – шутят дети и внуки пенсионерки, а сами показывают мне связанные Ольгой Александровной жилетки, шарфы, носки и рукавицы. – Работает без выходных и в праздничные дни. И даже сегодня, 8 марта, поглядите, спицы держит при себе.
И действительно, бабушка Оля в эту самую минуту, пока я общаюсь с родными, время даром не теряет. Уселась в кресло и, знай, вяжет миниатюрные цветастые «шкарпэтки».
– Это для моей «пирожули» правнучки Сони, – объясняет Ольга Александровна. – Ножки у малышей в тепле должны быть!
Ей ли не знать? Ольга Закурдаева сама вырастила пятерых.
Без декрета и декретных
Нашей героине материнство далось не так-то легко и просто. В «ее время» ни декретных денег, ни отпуска по уходу за ребенком женщинам государство не предоставляло. Выкручивались мамы как могли.
Ольга Закурдаева жила в деревне Волынцево Горецкого района – это-то ее и выручало. Как-никак, свой огород, живность. Молоко свежее опять же каждый день на столе. А надо, например, в поле колхозное идти – сельчанки берут каждая свою ребятню в охапку (многодетных тогда было много), на покрывало куда в тенек посадят, а сами трудятся.
– Поэтому я, деточка, не понимаю, как это современная молодежь не хочет рожать. Им все условия сейчас созданы! – говорит Ольга Александровна.
Цыганка предсказала «платочек»
У самой рожать или не рожать сомнений никогда не возникало. Правда, когда была беременна в пятый раз, переживала. В ту пору исполнилось нашей героине уже 40 лет. Роженицы в таком возрасте, согласитесь, и сейчас не такое частое явление, не говоря про 60-е годы прошлого века…
Но тут, видно, кто-то сверху увидел тревогу многодетной матери и решил ее рассеять. По-своему.
В гостеприимную хату Закурдаевых в самом центре деревни частенько заглядывали путники, чтобы передохнуть и чем-нибудь подкрепиться. Гостям здесь всегда были рады, не взирая ни на национальную принадлежность, ни на вероисповедание. Более того – даже ночью двери в дом не запирались. Люди жили в дружбе и доверии друг к другу.
Вот и забредшую по какой-то своей надобности в Волынцево пожилую цыганку хозяйка без раздумий пригласила за стол. А та в благодарность ей предрекла: «Не волнуйся, будет у тебя «платочек». Здоровый и красивый. Всех своих с мужем прокормите и на ноги поставите!»
Вскоре «платочек» действительно появился на свет. Как и обещала цыганка, девочка родилась крепенькой, без каких-либо проблем.
Счастливая и богатая
Все дети Ольги Закурдаевой в жизни реализовались, обрели семьи и продолжили род. Разъехались, правда, кто куда. Но родителей своих не забывали: часто бывали в Волынцево у отца и матери.
Когда главы семьи не стало – уговаривали Ольгу Александровну уехать из деревни, жить у всех по очереди. Она долго не соглашалась – еще в свои девяносто «копошилась» в огороде.
Однако годы есть годы. Ноги сейчас плохо слушаются, со слухом есть проблемы… Поэтому бабушка Оля, как и предлагали дети, гостит у каждого из них по несколько месяцев. Потом переезжает к следующему – и так по кругу.
– А я все равно самая счастливая! – не обращает внимания на возрастные болячки Ольга Александровна. – И богатая. Пятеро детей, девять внуков и три правнука – это и есть мое главное богатство...