Тем более, что певец в том давнем разговоре то и дело возвращает всех своих поклонников к очень важным для нас сегодня моральным постулатам. Итак, место встречи: номер-люкс гостиницы Могилев, 1996 год.
– Вадим, почему песню, давшую название твоему последнему магнитоальбому, – «Благослови» – ты задвинул на кассете в самый конец?
– Существуют два варианта альбома. В первом варианте эта песня стоит последней, в другом – этих песен вообще две. Одна вначале, другая в конце. Обе версии отличаются друг от друга исполнением, оркестровкой. Мне хотелось закончить альбом добрым словом, надеждой, пожеланием удачи и добра. Ведь все мы идем своей дорогой, каждому нужна поддержка.
– Спасибо за благословение и добрые пожелания. Интересно, ты определяешь последовательность песен в своих альбомах или кто-то другой?
– Я определяю. Но при этом нужно учитывать специфику работы в нашей стране. Тебе могут что-то обещать, но не выполнить в срок, тебе могут испортить обложку альбома, которую ты придумал. Иногда вообще куда-то исчезает записанный материал, а потом он уже появляется, изданный «пиратами». Неразберихи хватает.
– Кстати, взгляни, пожалуйста, вот кассета «Благослови», которую я на время одолжил в одной из могилевских студий звукозаписи.
– Самая настоящая «левая» кассета, «пиратская». Моя фотография взята из внутренней части фирменного магнитоальбома, изменен фон, изменена композиция снимка...
– Ладно, давай вернемся к более возвышенным ориентирам. Любовь занимает значительное место в твоей исполнительской деятельности. А по натуре ты влюбчивый человек?
– Не только любовь занимает в моем творчестве значительное место, но и ее отсутствие. Что же касается лично меня, то романов в моей жизни было не очень много, но все они были достаточно продолжительными. Влюбляюсь я, как правило, надолго. В этом смысле я устойчивый, стабильный человек.
– Любовь в твоих песнях изображается на фоне яблонь, костров, лебедей… А такой пейзаж близок в основном сельскому жителю. Современный горожанин скорее откликается на ночное такси, ресторан, бар. Ты больше ориентируешься на провинцию?
– Не согласен. Я сам живу в городе, но ни бары, ни рестораны никогда не были мне близки. И вообще, в последние десять лет это удовольствие для многих становится все менее доступным.
– К тому же и опасным. А у тебя часто в жизни бывали душещипательные моменты?
– Работа эстрадного артиста, особенно гастроли – это постоянные стрессы, постоянные неожиданности и сюрпризы. То на концертной площадке что-то не работает, то в гостинице нет воды, холодно. Надо уметь в этой ситуации сохранить нормальный тонус. Полжизни так проходит.
– Вадим, ты производишь впечатление очень мирного человека. Но, как и сам заметил, жизнь довольно жестока. Интересно, ты бы мог кому-нибудь, извини, морду набить?
– Все было в юношестве. Через стычки, гулянки, буйство чувств проходит каждый молодой человек. Со временем становишься мудрее, стараешься многие проблемы решать путем бесед, разговоров.
– Это чувствуется по песням. А какую функцию они у тебя выполняют? Раньше у нас было очень много воспитательных песен, потом развлекательных...
– Мои песни, если можно так выразиться, выполняют «напоминательную и мечтательную» функции. Я думаю, они дают возможность человеку вспомнить что-то светлое, печальное, о чем-то помечтать.
– Тогда давай вспомним прошлое. Как ты сейчас оцениваешь свое тогдашнее участие в группе «Фристайл»?
– «Фристайл» — это отдельная история в моей жизни. Было там и положительное, было и отрицательное.
– Но ругали вас тогда сильно, особенно за «фанеру».
– Те, кто бывал на концертах «Фристайла», никогда не смогли бы показать магнитофон, который воспроизводил музыку. Когда я работал в «Фристайле», не было ни одного выступления под магнитофон. Как и в моей сольной деятельности. Я не боюсь тратить личные средства на содержание большого штата техников, музыкантов, артистов. Я хочу, чтобы на концерте все было по-настоящему. Чего не могу с уверенностью сказать о нынешнем «Фристайле», который состоит всего из трех человек. Для меня очень важно выходить и петь. Я исполняю песни разных лет, но не делаю вид, что мне все еще двадцать пять.
– Тебе знакомо чувство творческой зависти?
– Едва ли. Я чувствую, что где-то что-то недоделал у себя. Но это дает возможность совершенствоваться.
– Вопрос о творческой зависти я задал в связи с тем, что у «Фристайла» появилась достаточно любимая народом песня «Ах, какая женщина».
– Эта песня хорошая, но ничем особенно не отличается от других, которые выходили у «Фристайла». Честно говоря, одна песня за четыре года — это печально.
– Что бы ты сказал о своей личной жизни? Не буду сковывать тебя наводящими вопросами.
– Родился 13 июля 1963 года в Полтаве, там и прожил 30 лет. Два года назад переместился в Москву. В Полтаве был женат, там разводился, там родился мой ребенок. Дочке 30 марта исполнится 11 лет. В настоящее время я в состоянии поиска, свободный человек в свободном полете. Большую часть жизни провожу в гостиницах, а не в однокомнатной квартире в Москве, которую снимаю.
– Как ты относишься к критике?
– Профессиональной музыкальной критики у нас не существует. Видимо, в данное время это никому не нужно. Все материалы в прессе, на телевидении, радио – либо прямой исполнительский заказ, либо лоббирование крупных фирм, владеющих артистами.
– А мнение обывателя тебя интересует? Ты бы остановился за спинами тех людей, которые на улице обсуждают твои песни?
– Конечно, я бы послушал, что они говорят. Я стараюсь внимательно относиться к мнению моих слушателей.
– В рекламе каких товаров ты бы не согласился участвовать?
– Я вообще-то только один раз был задействован в рекламе, и то по личной просьбе ведущего «Музобоза» Ивана Демидова. В шутливой форме мы рекламировали какой-то шоколад. Я доволен, что ко мне не обращаются по этому поводу. Я не являюсь символом чего-либо, видимо, посредством моего образа нельзя людям повесить лапшу на уши.