– Слава, совсем недавно я узнал, что, оказывается, Валик Сектант постоянно брал с собой в хипповские поездки граммофон с пластинками. Это правда? Не верится, что человеку не лень было по всем этим автостопам тягать такой «прицеп».
– Да, брал. И время от времени его заводил. Пластинки тоже были раритетные, что-то типа Шаляпина и Вертинского.
– Внушительный могилевский хипповый отряд, включая тебя, ездил в 1978 году в Питер на несостоявшийся концерт «Сантаны» ( а также других известных рок-исполнителей, с советской стороны планировалось участие Аллы Пугачевой, ансамблей «Песняры» и «Ариэль»), о котором в бывшем Союзе столько сказано-пересказано.
– Да, мы тоже были в курсе того, что на Дворцовой площади в Ленинграде планировался концерт, до нас дошли слухи. Но мы поехали не сразу в Питер, а вначале в Ригу. Там всегда можно было потусоваться. У нас было в Риге немало знакомых, один из них Андрис, большой любитель музыки, он жил в Дзинтари, это почти рядом. Из Риги автостопом отправились в Псков, потом – в Питер. Там облом. Мы с Пашей (Нырковым – авт.) и Миня с Плейшнером, разбившись на пары, поехали в Таллин.
Очень долго шли пешком вдоль шоссе, никто из автомобилистов не хотел нас брать, потому что по нашему внешнему виду было видно – платить за проезд мы не будем. Потом нас взяла какая-то семейная пара. Довезли до Ивангорода. Мы там перешли мост и оказались в Эстонии, в Нарве. Опять же, шли по 5–10 километров от хутора к хутору, кое-где нас подвозили. Так и добрались. Обратно, от Таллина до Питера, а это около 300 километров, ехали дня три. Питались исключительно яблоками и сливами, спали под открытым небом, укрываясь куртками и одеялами. Потом встретились с Миней и Плейшнером, которого всю ночь одолевали комары. А нас не трогали.
– На этом ваше путешествие тогда закончилось?
– Нет. Мы почему-то вернулись еще в Ригу, потом поехали в Вильнюс – к Вилису Гедеминасу. Но уже с Плейшнером, Миня с Пашей остались в Риге. Гедеминас нас определил на постой к себе на дачу. Мы весело провели время вечером, после полуночи сладко заснули, а рано утром Вилис поднял всех по тревоге: на дачу неожиданно приехал его отец, доски привез. Пришлось срочно уносить ноги, а вместе с ними и большущий кусок сыра с бутлем домашней настойки, которые очень пригодились в дороге.
Возвращаясь к знаменитому несостоявшемуся концерту на Дворцовой площади в Ленинграде, замечу, что в конечном итоге могилевская команда встретилась в Северной российской столице и, коротая время, тусовалась неподалеку от Зимнего дворца. Внимание: снимая свои действия на кинокамеру! К сожалению, концерт отменили за несколько часов до его начала. Ну, вы понимаете, словосочетание «как бы чего не вышло» в те годы было весьма популярно. Естественно, приехавшие со всех концов СССР (от Владивостока до Калининграда) молодые люди были ошарашены отменой программы.
В середине двухтысячных годов телеканал «Россия 1» смонтировал фильм об этом несостоявшемся концерте. Мутные кадры кинохроники на первых секундах фильма подкреплены пояснением, что это единственная (!!!) из сохранившихся видеозаписей. Больше на просторах бывшего Советского Союза ничего нигде ни у кого нет! Снимал Саша Попов. Там запечатлена вся могилевская хипповская «туса».
К сожалению, нигде в фильме не говорится о том, что съемки сделаны могилевчанами. Более того, в картине упоминается Володя Плейшнер, но, опять же, без его привязки к Могилеву. Американская певица Джоан Баэз, которая тоже должна была участвовать в этом концерте, через несколько дней, вернувшись в США, по «Голосу Америки» рассказывала о том, что молодежь в Ленинграде была очень недовольна отменой концерта.
Хотя, может быть, дотошная адресность (где, что, когда и кого снимал) во многом противоречит тем самым брутальным принципам хипповского мировоззрения, которое своей необязательностью и создавало некий ореол таинственности .
Продолжение следует.