Об Одессе, которая, наверное, уже не будет прежней…

1170
Ольга МАКСИМОВА. Фото автора и из интернет-источников
События последних дней не оставили, наверное, равнодушным ни одного человека на всей территории бывшего Союза. Мы – родившиеся еще в прошлом веке белорусы, россияне, украинцы – читали одну литературу, смотрели одни фильмы, гоняли мяч и играли в «классики» в похожих дворах...

А еще мы все, став старше, хоть раз в жизни да отдыхали на берегу Черного моря, с чурчхелой в одной руке и бокалом одесского «Шабо» – в другой. Сегодня не до вина. И уж тем более не до отдыха. Да и, честно говоря, с трудом верится, что в обозримом будущем случится беззаботный отпуск на каком-нибудь «Ланжероне» или «Аркадии»…

В этом материале мы решили хоть на мгновенье вернуться в ту Одессу, которая, наверное, уже никогда не будет прежней. Наш корреспондент в 2017 году побывала на «еврейской» экскурсии по городу. И хочет поделиться с читателями magilev.by Одессой, что говорит с еврейским акцентом и шутит над сплошными одесскими Рабиновичами… Когда, если не сейчас?

В Одессе 2017 года поражало то, что в городских двориках, как во времена Союза, можно было увидеть шахматные баталии
В Одессе 2017 года поражало то, что в городских двориках, как во времена Союза, можно было увидеть шахматные баталии

Еврейская мелодия

Давным-давно бытует мнение, что все одесситы-юмористы – евреи. Что касается юмористов, как говорят в Одессе – таки да! А что касается евреев, как снова говорят в Одессе – чтоб да, так нет. Но надо отдать должное, в этом городе и вправду все превращается либо в анекдот, либо в легенду.

Синагога в Одессе - очень даже популярное место. Фото 2017 г.
Синагога в Одессе - очень даже популярное место. Фото 2017 г.

– «Сколько в Одессе жителей?» – спрашивают у Рабиновича. «Более миллиона», – говорит тот. «А сколько среди них евреев?». «Ой, мы два раза на один вопрос не отвечаем…», – с анекдота начинает экскурсию одесский гид Надежда Ровная. – Как понимаете, в каждой шутке лишь доля шутки. Когда-то Одесса была третьей после Нью-Йорка и Варшавы по количеству евреев. Сейчас этого нет: на миллионный город их приходится лишь 32 тысячи. Среди представителей более 130 проживающих здесь народностей еврейская мелодия, однако, звучит гордо, четко и красиво! В политике, в религии, в литературе, в журналистике, в одесской кухне наконец…

Что ж, убедимся сами.

От Дерибаса до Ришилье

Красавец Иосиф Дерибас. Портрет взят с сайта wikipedia.org
Красавец Иосиф Дерибас. Портрет взят с сайта wikipedia.org

Основателем Одессы (хотя история этих мест началась задолго до него) называют испанского дворянина Иосифа Дерибаса, воевавшего и служившего на государственном поприще на благо России. Если он воспринимается как «отец», то Екатерина II, издавшая в 1794 году рескрипт о создании здесь города и гавани, как «мать». Но не будем углубляться в факты и цифры.

О любопытном. Поговаривают, горячего Хосе де Рибоса (это настоящее имя испанца) императрица в минуты нежности звала «мой Одиссей». Получается, из-за таких вот лямуров-тужуров город и стал Одессой. Чем не версия? Еще одна: у Дерибаса в крови имелась капля еврейской крови. Поэтому обитавшая тут с незапамятных времен горстка евреев стала зазывать соотечественников со всего света. Мол, наш у власти! И что бы вы думали? В конце XVIII века их насчитывалась уже полторы тысячи, в середине XIX века – 20 % от всего населения, а еще через полстолетия – более трети.

«Евреи – это ртуть: вылей ее в одном месте и через год она заполнит все щели!» – считал Карл Маркс, а Горький, в свою очередь, предупреждал, что евреи – «дрожжи человечества, они способствуют прогрессу». Одесские властители тоже, судя по всему, это хорошо понимали.

Памятник Дюку Ришелье в Одессе. Снимок взят с сайта wikipedia.org
Памятник Дюку Ришелье в Одессе. Снимок взят с сайта wikipedia.org

В череде их имен особое место занимает еще один удивительный человек – Дюк Ришелье (внучатый племянник того самого хитроумного кардинала, которого мы все хорошо помним с детства). Он, абсолютный европеец даже без намека на еврейские корни, правил городом с 1803 по 1814 годы и очень много успел сделать. При нем Одесса превратилась в главный порт Российской империи на Черном море.

Тогда же – с легкой руки Дюка, выделившего евреям землю, они стали заниматься гешефтами, то есть бизнесом. Известна ли вам формула «шахер-махер» (купи-продай)? Ей быстро научились и все остальные одесситы.

– Как в том анекдоте: «Рабинович, сколько будет дважды два?» «А мы шо: покупаем или продаем?», – делится порцией очередного одесского юмора Надежда Ровная. – Вот в такой вот веселой атмосфере жили и дружили населявшие Одессу люди разных народностей. По ней можно было гулять, будто по земному шару!

Несчастье на курьих ножках

Предприимчивость одесситов видна даже по названиям городских заведений
Предприимчивость одесситов видна даже по названиям городских заведений

И если предпринимательский талант евреев – притча во языцех, то их любовь к детям – ничуть не меньше.

На «Привозе» в Одессе продается столько вкуснятины! Фото: pinterest.co.uk
На «Привозе» в Одессе продается столько вкуснятины! Фото: pinterest.co.uk

– Ребенок в одесской еврейской семье – это все! – подтверждает наша многознающая экскурсовод. – Его надо кормить 24 часа в сутки, чтобы иметь счастье. В Одессе все знали: если дите меньше набитого чемодана, то это не дите, это несчастье на курьих ножках! Слыхали про «еврейский пенициллин»? Бульончик из курочки с «Привоза», где жира в 5 раз больше, чем мяса. Так вот, еврейская мама все это наваривала, садила своего Яшу на балкон – дите ведь должно не только есть, но и дышать свежим воздухом. Он же, толстый, перекормленный, не хочет кушать в жару и орет. И мама орет. И соседка орет… А в еврейской семье, что б вы были в курсе, таких Яш минимум шесть, максимум двенадцать. Вот и представьте картинку!

Накормить – первая установка, дать образование – вторая. При чем надо получить не просто диплом, а профессию. Таких здесь три: юрист, экономист и врач.

– И вот, покормив своих чад от пуза, мама их наряжала, наряжалась сама и выплывала на Дерибасовскую, – продолжает рассказ Надежда Ровная. – Там ей встречался Рабинович. «Ой, мама, какие крошки! Сколько им?» - спрашивал он. «Гинекологу – 4, прокурору – 8!» – задрав нос, отвечала та. То есть четкие установки давались с самого детства.

Однако не все еврейские дети им следовали. Очень уж много из Одессы вышло творческих людей: художников, режиссеров и актеров. Как шутит наша визави, Голливуд давно должен платить ее родному городу проценты за Спилберга, Копперфильда, Сталлоне (его бабушку Розу Лейбович знала вся Молдаванка) и иже с ними. А сколько знаменитых одесских музыкантов!

«Клезмеры», худ. Борис Дубров. Фото: gr.pinterest.com
«Клезмеры», худ. Борис Дубров. Фото: gr.pinterest.com

По словам собеседницы, по улицам города хаживали клезмеры – бродячие оркестры, у которых обязательно была скрипочка, еврейский инструмент. Когда только бедное курчавое дите начинало ходить на горшок, ему под подбородок уже подсовывали скрипку – пили, пожалуйста, с утра до вечера. Соседи кричали: «Если ребенок не перестанет играть, таки да, мы бросим камень в окно!» «Ой, – отвечали родители. – Будете слышать еще лучше!». Вот так вот! Давид Ойстрах, Роза Файн, Елизавета Гилельс – одни из лучших скрипачей XX века. Выходцы из Одессы, разумеется.

Но нас с вами – читающих людей, понятное дело, больше интересуют писатели.

За эксплуатацию образа надо платить!

Кто из известных одесситов в первую очередь приходит на ум? Лично мне Илья Ильф (он же Иехиел-Лейб Файнзильберг) и Евгений Петров (он же Евгений Катаев) с их легендарным романом «Двенадцать стульев». Первый – еврей, второй за годы работы с первым, как говорят в Одессе, полностью «объевреелся». И вообще, этих двоих друзей очень сложно воспринимать по отдельности!

– Когда дочка Ильфа – Александра Ильинична приезжала в Одессу, она на встречах с поклонниками творчества отца всегда говорила: «Здравствуйте, я дочь Ильфа и Петрова», – улыбается Надежда Ровная.

Андрей Миронов в роли Остапа Бендера. Скриншот: livejournal.com
Андрей Миронов в роли Остапа Бендера. Скриншот: livejournal.com

Именно в этом месте из тени пора выйти еще одному действующему лицу по имени Осип Шор. Это, по информации одесского гида, двухметровый одесский жлоб, который был хорошим жульманом. Хотя и работал в уголовном розыске в отделе по борьбе с бандитизмом. Когда у него в карманах свистел ветер – что бывало постоянно – он одевал специально припасенную форму пожарника и шел искать неполадки в проводке разных организаций. Получал, естественно, мзду за то, что милостиво соглашался закрывать на проблемы глаза. После – видимо, промысел прогорел – уехал в Петроград, где женился на толстой лавочнице-купчихе. Провел с ней медовый месяц и слинял, прихватив на память золоченное ситичко. Ничего не напоминает?

Ага, так и есть, шустрый одессит – прототип великого комбинатора Бендера. Шор и Ильф – пацаны с одной улицы, которые, разумеется, общались. У Остапа была манера описывать свои приключения, да еще их приукрашивая, у Ильи – записывать. И когда в Москве Валентин Катаев, брат Петрова, подскажет писательскому «дуэту» идею произведения, из записных книжек вылезет их общий хороший знакомец. Что интересно, как только роман напечатали, Осип Шор пожаловал к друзьям со словами: «Слушайте, за эксплуатацию образа нужно платить. Поделитесь гонораром!» Как там Ильф и Петров рассчитывались с авантюристом история умалчивает.

Одесса - не только родина множества талантливых людей. Ее еще называют "кошачим городом". Фото 2017 г.
Одесса - не только родина множества талантливых людей. Ее еще называют "кошачим городом". Фото 2017 г.

Буквально на каждой одесской улице можно найти таблички с фамилиями знаковых литераторов. Если они не родились здесь, то часто приезжали, поэтому местные, как утверждает экскурсовод, «держат их за своих». Назову лишь несколько имен: Исаак Бабель, Вера Инбер (помните песню Высоцкого на ее стихи «Девушка из Нагасаки?»), Александр Козачинский (юность автора «Зеленого фургона» прошла на Базарной улице в Одессе), Корней Чуковский (какое-то время жил здесь и, как шутливо комментируют его корни сами одесситы, «дедушка Корней тоже был у нас еврей!»), Владимир Жаботинский (ему благодарны все евреи мира – правда, не за художественные произведения, а зря: «Самсон Назорей» и «Пятеро» очень рекомендую к прочтению), Шолом-Алейхем (был частым гостем в Одессе), Михаил Жванецкий и прочие.