Три «богатыря»
С самого раннего детства картина Васнецова «Богатыри» входила в число моих самых любимых. Ну как же, тройка колоритных во всех отношениях воинов на лошадях охраняет родную землю от неприятеля. Мне всегда импонировали эти тщательно выписанные художником всадники. Все-таки Васнецов трудился над полотном около двадцати лет. Моим детским, а потом и юношеским фантазиям не было предела. Я часто представлял себя на месте героев картины.
Правда, к моменту исполнения моих воинских обязанностей, функции и атрибуты у защитников Отечества претерпели существенные изменения: кавалерия окончательно канула в Лету, всевозможные мечи, сабли, пики и луки со стрелами заменили на стрелковое оружие… Появилась мощная моторизированная техника. Короче, все шло к тому, что детской мечте автора этих строк сбыться было не суждено.
Если бы не армейские сборы 1977 года под Осиповичами после окончания Могилевского машиностроительного института. К моменту их прохождения мы три года (с третьего по пятый курсы) раз в неделю, по четвергам, занимались на военной кафедре при вузе, где изучали все нюансы действий офицеров подразделений ракетной артиллерии. А на сборах закрепляли знания практикой.
Как сейчас помню, мы активно готовились к финальному аккорду – боевым стрельбам. Для этого надо было соорудить какие-то транспаранты с лозунгами, так что тройка курсантов (в том числе и ваш покорный слуга) занимались оформительством. И вдруг нам под руку подвернулись снаряды. Мысль реализовать давнюю мечту детства пришла мне в голову моментально!
Понятно, что мы всего лишь пародировали классическое полотно Васнецова. Более того, под рукой не было даже фотографии картины, так что отсутствовала возможность выстроить композицию в соответствии с оригиналом, где только один Илья Муромец взирает в даль из-под руки, а у нас таких – двое. Да и другие неточности…
Тем не менее «картинка», на мой взгляд, получилась выразительная. Как минимум подтверждающая факт готовности, если надо, проявить все необходимые качества для защиты Отечества. Что, собственно, и подтвердилось на боевых стрельбах чуть позже.
Четверка в гимнастерках
А это уже сюжет из армейской службы могилевского музыканта Игоря Беляева. 1973 год, Гомельский военный гарнизон. Армейская столовая.
«Где харчи, там и торчи!», – популярная фраза из солдатского фольклора хорошо известна этой четверке в гимнастерках, которая только что…
Но дадим слово одному из участников снимка, Игорю Беляеву, который согласен со многими, кому неоднократно «посчастливилось» поработать в наряде на кухне, и кто к этой поговорке относится несколько с другим чувством: «Да, это мы только что закончили кухонные работу. Все – могилевчане, «оркестранты». Я поднял вверх обе руки, показывая, что силы уже на исходе, ведь мы только что начистили картошки на семьсот человек! Представляете?».
Ну что тут еще добавить? Респект и уважуха этим самодеятельным поварам, которые после такой работы еще и умудрились выстроиться в прямо-таки в классический квартет, которому вместо черпаков можно и гитары в руки дать, и автоматы. Такие не подведут!