В Могилеве зачинателем футуризма вполне можно считать поэта Александра Филипченко

1110
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты «Фигаро» был напечатан текст в виде платного объявления под названием «Обоснование и манифест футуризма». Его подписал довольно известный итальянский литератор и поэт Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944).
Футуристический перфоманс Валентина Михайлова (в котелке) на Чигиринском водохранилище. Конец 1970-х годов.
Футуристический перфоманс Валентина Михайлова (в котелке) на Чигиринском водохранилище. Конец 1970-х годов.

Эту дату и принято считать днем рождения футуризма – одного из крупнейших течений европейского искусства начала 20 века, утверждавшего себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Как и любое другое модернистское направление в творчестве.

Футуризм (выражавшийся в стремлении поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию новой эры») быстро нашел единомышленников – сначала в литературной среде, а потом и в музыке, живописи, скульптуре, театре, кино, фотографии – как в самой Италии, так и далеко за ее пределами.

Могилев, не исключение. Правда, в Советском Союзе, как вы понимаете, все было по-особому. Если так можно сказать, развитие футуризм в нашем городе на Днепре получил только в 1970-1980-х годах. Во всяком случае, сведений о более раннем его проявлении нет.

Футуристами называли себя члены петербургского «Союза молодежи» – Владимир Татлин, Павел Филонов; поэты – Владимир Хлебников, Василий Каменский, Владимир Маяковский; художники-авангардисты – Марк Шагал, Казимир Малевич и другие.

Филипп читает одно из своих футуристических стихотворений, как всегда в обстановке полнейшей экстравагантности. Середина 1980-х годов
Филипп читает одно из своих футуристических стихотворений, как всегда в обстановке полнейшей экстравагантности. Середина 1980-х годов

В Могилеве зачинателем футуризма вполне можно считать поэта Александра Филипченко, к слову, необыкновенно высоко ценившего раннее творчество Маяковского. Со временем «Филипп», как и великий пролетарский поэт, отказался от футуристического взгляда на окружающую действительность, что не помешало ему все же сохранить за собой пальму первенства в продвижении поэтического модернизма в субкультуре Могилева – уж больно запоминающиеся «вирши» сочинял он в середине 1970-х.

Вполне можно отнести Филиппа и к основоположникам музыкального футуризма, ведь в то время, когда подавляющее большинство могилевских ансамблей пыталось хоть как-то скопировать популярные композиции зарубежных и отечественных исполнителей, он записал с собственной группой «Лажевики» целый магнитоальбом, в котором не было ни одного «кавера»! Исключительно оригинальные композиции, некоторые из которых «утверждали себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций» – все, как учил Филиппо Маринетти.

Во многом столь модернистские взгляды Филиппа в те далекие социалистические годы имели самое прямое отношение к его довольно частым поездкам в Ленинград, где могилевский поэт и музыкант общался с тамошним художественным андерграундом в лице небезызвестных «митьков», поэтов и литераторов, рок-музыкантов…

Из Питера Филипп возвращался иной раз с достойными внимания фотографиями. На этот раз – в гостях у  «митьков», где оказался  и Б.Г.  Ленинград, 1980-е годы
Из Питера Филипп возвращался иной раз с достойными внимания фотографиями. На этот раз – в гостях у «митьков», где оказался и Б.Г. Ленинград, 1980-е годы

Что касается футуристической живопи, то она процветала в Могилеве, естественно, в среде хиппи. Помимо картин, писанных маслом, наши длинноволосые бородачи того времени (Плейшнер, Миня, Михайлов…) преуспели в деревянной скульптуре. Их авангардные поделки из дуба, клена и березы, как минимум, пользовались успехом при растопке костров на всевозможных хипповских тусовках – от Прибалтики до Средней Азии. Как говорится, и то польза.

Миня за работой. Могилев, начало 1980-х
Миня за работой. Могилев, начало 1980-х

В самом начале 1990-х годов Сергей Зубов, большой поклонник и несгибаемый последователь Плейшнера, попытался было возродить порядком подзатухшую ауру модернизма (в том числе и футуризма) с помощью неожиданно созданного им вместе с Константином Прашковичем «АртУникумЦентра». Поначалу дело шло неплохо, официальные живописцы почувствовали некую ранее неведомую им творческую конкуренцию. Но потом между копаньонами возникли «терки», «АртУникумЦентр» приказал долго жить… А вскоре Сергей Зубов уехал жить в Нью-Йорк, вернувшись только через 12 лет Сержем Арденом. То есть, практически другим человеком.

Перфоманс на открытии авангардной выставки в Могилевском выставочном зале по улице Болдина. Начало 1990-х годов
Перфоманс на открытии авангардной выставки в Могилевском выставочном зале по улице Болдина. Начало 1990-х годов
Футуристический рисунок Володи Кутузова к стихотворению Филиппа, 1970-е годы
Футуристический рисунок Володи Кутузова к стихотворению Филиппа, 1970-е годы