Однажды в Могилеве. «К зиме театр облупливается и становится похожим на перворазрядную столичную баню»

1655
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
Если честно, то у меня уже малость звенит в ушах: «Романтики», «Альтаир», «Катки», «Оптимисты»… Танцы, гитары, снова танцы, барабаны и опять танцульки.
Славка Кот (сидит) всегда хорошо себя чувствовал в компании друзей, слева (в очках) – Володя Плейшнер: тогда и книжки писались вдохновенно, и жизнь казалась
Славка Кот (сидит) всегда хорошо себя чувствовал в компании друзей, слева (в очках) – Володя Плейшнер: тогда и книжки писались вдохновенно, и жизнь казалась многогранной. Могилев, начало 1980-х

Нет, от музыкантов прошлых лет мы никуда не уходим, как же без них? Да и шейки с твистами отнюдь не задвигаем на задний двор. Просто на время меняем угол зрения, а то у неискушенного читателя создастся иллюзия, что в субкультурной тусовке Могилева времен Советского Союза кроме танцевально-музыкальной развлекаловки больше нечего и не было. А это далеко не так.

«Представьте себе такую картину: посреди комнаты сидит некий субъект в белой одежде и, томно закатив глаза, тренькает на бандуре. Перед ним на полу пара чайников и чугунок с пловом. Вокруг признаки достатка и современности, которые выражаются в наличии ваз и чая индийского производства , а также плакатов и фотографий с надписями «Акай», «Панасоник», «Супер»… В квартире стоит специфический запах, полученный с помощью благовонных палочек, натыканным по всевозможным местам сверх всякой меры.

Сам субъект имеет довольно оригинальную внешность. Кроме упомянутой белой одежды – полное добродушное лицо, время от времени светящееся потусторонним светом. В его прическе просматривается желание «канать» под кришнаита. Об этом говорят выбритые виски, высокие залысины, клинообразная рыжая борода. Сзади волосы перехвачены заколкой и спускаются почти до пояса. Имя субъекта – Гаврила.

Иногда Гаврила перестает ляпать по струнам и, зачерпнув порцию плова, задумчиво отправляет ее в рот.

Герои фантастических произведений Славки Кота всегда имели реальных прототипов. Хотя многие из них об этом и не догадывались. Окрестности Могилева, начало 1980-х годов
Герои фантастических произведений Славки Кота всегда имели реальных прототипов. Хотя многие из них об этом и не догадывались. Окрестности Могилева, начало 1980-х годов

Вдруг бандура жалобно взвывает и субъект переходит на крик:

– А! Харе Кришна! Харе Кришна!

Полулежащая на диване пассия Дора Царапкина вздрагивает, давится утренним бутербродом, заходится в кашле и лупит себя в грудь. Отдышавшись, она обращается к возлюбленному:

– Что это вы, Гаврила, так орете? Это у вас что, самовыражение так происходит?

… И вот в этот момент к Гавриле заходит его друг Кирилл Пидоркин, известный юморист и довольно проницательный человек. Слыл он также довольно прямолинейной и беспардонной натурой, и это в сочетании с вышеуказанным давало ему известные преимущества. Говоря точнее, его острого меткого слова побаивались многие.

От Кирилла не укрылась та скандальная атмосфера, что царила здесь секунду назад. Он присвистнул и с претензией обратился к Гавриле:

– Опять, сдается мне, руки распускал! Измельчало местное кришнаитство, ох, измельчало!»

Вы только что прочли начальный отрывок из самиздатовской книжки Славки Кота, в то время представлявшего так называемый хипповский сектор, кстати, широко известный за пределами Беларуси – «Удивительное путешествие Кирилла Пидоркина, бандуриста Гаврилы, Якова Ошметкина и Слав Духаренки. Роман в новом стиле. Мультииздательство «Авангард», 1983 год».

Так выглядит дошедший до нас роман в новом стиле «Удивительное путешествие…» 1983 года выпуска. Как говорится, ничего лишнего
Так выглядит дошедший до нас роман в новом стиле «Удивительное путешествие…» 1983 года выпуска. Как говорится, ничего лишнего

Это уникальное издание (существующее в единственном экземпляре) попало мне в руки не так давно. Титанический труд писателя, помноженный на солидную работу машинистки и упорство переплетчика.

Не скажу, что этот мини-роман претендует на включение его в зал Славы белорусской национальной классики, но, как минимум, возглавить рейтинг самиздатовской литературы того периода времени он имеет все основания. Тем более, что по ходу знакомства с сюжетом можно в некоторой степени восстановить в памяти давно забытые уголки Могилева 1970-80-х, а также почувствовать ту атмосферу, которая царила вокруг:

« Тут же протекает речка Дубровенка, – пишет Слава Кот, – и, если пройти вверх по течению, можно выйти, к так называемому, еврейскому кварталу. Тишина, уютные дворики, сохнущее белье вносят в душу спокойствие и умиротворение, а прошмыгнувшая где-то там сгорбленная личность заставляет возомнить: сейчас к обедне позвонят. Ан, нет. Батюшки, с презрением напялив мирские отрепья, зашились по подвалам и, вознося руки к воздусям, восклицают: «Ниспошли, Господи, на нас, грешных, благодать Твою!» И бодрым темпом пьют по единой. А что поделаешь, когда колокола давно перелиты в орудия труда – в плуги, хомуты, оглобли…»

Благодатные места долины реки Дубровенки
Благодатные места долины реки Дубровенки

Или вот еще одно наблюдение автора:

«Если взобраться на первое высотное здание города, построенное 20 лет назад, откроется удивительная панорама.

Чем же она удивительна? В глаза сразу бросается драматический театр. Старинное здание опоясывает стена. Внизу – там и здесь – мельтешат фигурки неугомонных горожан. Вокруг театра постоянное оживление. Коллегия молодых дворников днем и ночью скребет и лижет асфальт, тем самым подтачивая и преждевременно разрушая его.

«Театральная встреча». (В мини-роман Славы Кота не вошла). Могилев, 1975 год
«Театральная встреча». (В мини-роман Славы Кота не вошла). Могилев, 1975 год

Весь театральный ансамбль каждое лето красится импортной краской, но то ли краску иностранцы поставляют плохую, то ли старинные стены не хотят облекаться в нее, а уже к зиме театр облупливается и становится похожим (как отметили гости из Смоленска) на перворазрядную столичную баню.

А напротив стоял раньше дом, где в 1825 году царь допрашивал декабристов (двухэтажное зеленое здание с витыми решетками и балконом)…»

Захватывающее повествование об авторе этого произведения – в наших последующих публикациях.

Читайте также: