Нет, от музыкантов прошлых лет мы никуда не уходим, как же без них? Да и шейки с твистами отнюдь не задвигаем на задний двор. Просто на время меняем угол зрения, а то у неискушенного читателя создастся иллюзия, что в субкультурной тусовке Могилева времен Советского Союза кроме танцевально-музыкальной развлекаловки больше нечего и не было. А это далеко не так.
«Представьте себе такую картину: посреди комнаты сидит некий субъект в белой одежде и, томно закатив глаза, тренькает на бандуре. Перед ним на полу пара чайников и чугунок с пловом. Вокруг признаки достатка и современности, которые выражаются в наличии ваз и чая индийского производства , а также плакатов и фотографий с надписями «Акай», «Панасоник», «Супер»… В квартире стоит специфический запах, полученный с помощью благовонных палочек, натыканным по всевозможным местам сверх всякой меры.
Сам субъект имеет довольно оригинальную внешность. Кроме упомянутой белой одежды – полное добродушное лицо, время от времени светящееся потусторонним светом. В его прическе просматривается желание «канать» под кришнаита. Об этом говорят выбритые виски, высокие залысины, клинообразная рыжая борода. Сзади волосы перехвачены заколкой и спускаются почти до пояса. Имя субъекта – Гаврила.
Иногда Гаврила перестает ляпать по струнам и, зачерпнув порцию плова, задумчиво отправляет ее в рот.
Вдруг бандура жалобно взвывает и субъект переходит на крик:
– А! Харе Кришна! Харе Кришна!
Полулежащая на диване пассия Дора Царапкина вздрагивает, давится утренним бутербродом, заходится в кашле и лупит себя в грудь. Отдышавшись, она обращается к возлюбленному:
– Что это вы, Гаврила, так орете? Это у вас что, самовыражение так происходит?
… И вот в этот момент к Гавриле заходит его друг Кирилл Пидоркин, известный юморист и довольно проницательный человек. Слыл он также довольно прямолинейной и беспардонной натурой, и это в сочетании с вышеуказанным давало ему известные преимущества. Говоря точнее, его острого меткого слова побаивались многие.
От Кирилла не укрылась та скандальная атмосфера, что царила здесь секунду назад. Он присвистнул и с претензией обратился к Гавриле:
– Опять, сдается мне, руки распускал! Измельчало местное кришнаитство, ох, измельчало!»
Вы только что прочли начальный отрывок из самиздатовской книжки Славки Кота, в то время представлявшего так называемый хипповский сектор, кстати, широко известный за пределами Беларуси – «Удивительное путешествие Кирилла Пидоркина, бандуриста Гаврилы, Якова Ошметкина и Слав Духаренки. Роман в новом стиле. Мультииздательство «Авангард», 1983 год».
Это уникальное издание (существующее в единственном экземпляре) попало мне в руки не так давно. Титанический труд писателя, помноженный на солидную работу машинистки и упорство переплетчика.
Не скажу, что этот мини-роман претендует на включение его в зал Славы белорусской национальной классики, но, как минимум, возглавить рейтинг самиздатовской литературы того периода времени он имеет все основания. Тем более, что по ходу знакомства с сюжетом можно в некоторой степени восстановить в памяти давно забытые уголки Могилева 1970-80-х, а также почувствовать ту атмосферу, которая царила вокруг:
« Тут же протекает речка Дубровенка, – пишет Слава Кот, – и, если пройти вверх по течению, можно выйти, к так называемому, еврейскому кварталу. Тишина, уютные дворики, сохнущее белье вносят в душу спокойствие и умиротворение, а прошмыгнувшая где-то там сгорбленная личность заставляет возомнить: сейчас к обедне позвонят. Ан, нет. Батюшки, с презрением напялив мирские отрепья, зашились по подвалам и, вознося руки к воздусям, восклицают: «Ниспошли, Господи, на нас, грешных, благодать Твою!» И бодрым темпом пьют по единой. А что поделаешь, когда колокола давно перелиты в орудия труда – в плуги, хомуты, оглобли…»
Или вот еще одно наблюдение автора:
«Если взобраться на первое высотное здание города, построенное 20 лет назад, откроется удивительная панорама.
Чем же она удивительна? В глаза сразу бросается драматический театр. Старинное здание опоясывает стена. Внизу – там и здесь – мельтешат фигурки неугомонных горожан. Вокруг театра постоянное оживление. Коллегия молодых дворников днем и ночью скребет и лижет асфальт, тем самым подтачивая и преждевременно разрушая его.
Весь театральный ансамбль каждое лето красится импортной краской, но то ли краску иностранцы поставляют плохую, то ли старинные стены не хотят облекаться в нее, а уже к зиме театр облупливается и становится похожим (как отметили гости из Смоленска) на перворазрядную столичную баню.
А напротив стоял раньше дом, где в 1825 году царь допрашивал декабристов (двухэтажное зеленое здание с витыми решетками и балконом)…»
Захватывающее повествование об авторе этого произведения – в наших последующих публикациях.
Читайте также: