«Могилевский хронограф». Откуда пошло название «Могилев» и почему в 1580 году Днепр остановился

2393
П. Леванович
Начало 1520-х для Великого Княжества Литовского во всех смыслах – золотой век. Франциск Скорина издает в столичной Вильни книги, пока еще нет большой войны, мать короля Бона Сфорца обращается к виленскому воеводе на белорусском языке. Что же происходит в Могилеве?

А в Могилеве появились «прышлыя» люди, смоляне. Бежали они от гневливого и вспыльчивого московского князя, поселились за рекой Дубровенкой, на слободе. В это же самое время на горе, которую все называли Могилою, горожане построили замок. Здесь, наверное, нужно оговориться: «могила» на старославянском языке – холм, возвышенность. В современном украинском языке это слово, кстати, имеет то же самое значение. Отсюда и название нашего города – Могилев, и никакие львы здесь не причем.

Замок вскоре понадобился. Московский князь осерчал на нашего короля Жигимонта Старого, и двинулся зачем-то на территорию Великого княжества с огнем и мечем. Если бы не высокие башни и не крепкие стены замка, не осталось бы от Могилева и камня на камне. Об этих и других событиях сообщает «Барколабовская хроника».

Иван IV Васильевич, московский князь. Современная реконструкция
Иван IV Васильевич, московский князь. Современная реконструкция

Кроме смолян, в начале 1520-х под Могилевом появились и другие «прышлые» – крестьяне близлежащих деревень. Были это в основном жители Княжиц, Головчино, Радивонкович и Буйнич. Одни расселились в направлении Печерска, другие – вдоль Днепра и Дубровенки. А вот в районе, который местные называли, «Кощевый» (Подниколье) жили исключительно смоляне. В 1526 году, сообщает хроника, замок достроили, а гору «Могилу» существенно уменьшили. Город в это время разрастается и начинает граничить с княжескими «вотчинами» Крашинских и Масальских, с владениями пана Баркулаба (Барколабово), Солтана (Салтановка).

Жигимонт I, прозванный Старым. Немецкая гравюра
Жигимонт I, прозванный Старым. Немецкая гравюра

К сожалению, золотой век вскоре закончился. На московский трон взошел Иван IV Васильевич, которого в Европе называли «Тэрапал» (сумасшедший), в Беларуси – «Жахлівы», а в России почему-то называют «Грозным». Начались кровопролитные войны между двумя великими княжествами – Московским и Литовским. Сокращается торговля, люди прячутся в лесах, начинаются массовые эпидемии холеры и чумы. Самое же главное, в сердцах наших предков поселяется страх. Особенно он усилился после событий 1563 года. Иван Васильевич благополучно сжег Полоцк, убил около 25 тысяч жителей, а оставшихся раздел догола и отправил пешком в Москву. И это по февральским морозам!

Осада Полоцка в 1563 году. Немецкая гравюра из так называемых летучих листков
Осада Полоцка в 1563 году. Немецкая гравюра из так называемых летучих листков

«Барколабовская хроника» сообщает о том, что в 1580 году король Стефан взял Псков, а москва «место славное Могилев» сожгла до тла. Досталось также Шклову и Копыси. Войска Великого Княжества Литовского в это время находились в Барколабово. Что интересно, были в их составе и татары – 300 всадников во главе с ханом Темрюком. Войска литовское двинулось под Могилев и московитов разбило. Если верить хронике (а оснований не верить ей нет), «трупов вражеских было столько, что страшно было смотреть. Реку Днепр покойники перегородили. Несколько месяцев местные жители воду из реки не пили и рыбу не ели – такой страшный был запах».