Однажды в Могилеве. Ты оптимистом мог не быть, но «Оптимистов» слушал, это точно!

2249
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из его архива.
Продолжаем нашу «оптимистическую» тему, которая, на удивление, становится своеобразным ответом на многие вопросы и комментарии, звучащие в соцсетях. Оказывается, людей по-прежнему интересуют всевозможные факты, связанные с этим ансамблем. А я-то думал, про них уже все позабыли. Так что, двигаемся дальше.
1960-е годы. «Оптимисты» во всей красе: Десятник, Хомченко, Апокин, Петров-Куминский
1960-е годы. «Оптимисты» во всей красе: Десятник, Хомченко, Апокин, Петров-Куминский

«С тех пор денег дома я уже не брал»

«Мои родители, – вспоминает Валерий Десятник (гитара), – отдали меня учиться игре на фортепиано. Все пацаны в футбол играют, а я музыкой занимаюсь. Позже, видя мою грусть, перевели на аккордеон. Так что я 3 класса отучился по фоно и 7– на аккордеоне. А тут в моду гитары вошли, блатные песни отовсюду зазвучали. Мы тоже начали в подъездах бренчать – с Сашкой Апокиным, Юркой Ивановым. Услышали «Голос Америки», «Битлз» – «A Hard Day’s Night», «She Loves You »…

2016 год. Валерий Десятник: красота не знаец границ. Могилев
2016 год. Валерий Десятник: красота не знаец границ. Могилев

В 1966 году я поступил в «машинку» на ТМ – «Технология машиностроения». Мой отец работал главным технологом на заводе имени Кирова, вот и уговорил меня. Помню вечер посвящения в студенты в ДК железнодорожников, где мы с Саней, Борькой Зинкевичем и еще одним парнем из Пинска, он играл на ударных, забабахали рок-н-ролл из чешского фильма «Старики на уборке хмеля», было в то время такое кино. Нас услышал Хома (Николай Хомченкоавт.) и предложил перебраться к нему на Кирова, где он играл на танцах, попутно показав пачку фотографий со словами и аккордами песен «Битлз» и других западных групп . Вот первым нашим концертом в качестве «Оптимистов» и было первомайское выступление в 1967 году возле ДК имени Кирова. Кроме нескольких народных песен и «Битлз» мы тогда, кажется, и «Дом восходящего солнца» еще сыграли. С тех пор денег дома я уже не брал. Танцы, свадьбы и все остальное, получалось рублей под девяносто. Но и работать в музыкальном отношении приходилось немало».

1970-е годы. Выступление «Оптимистов» на комсомольско-молодежной стройке
1970-е годы. Выступление «Оптимистов» на комсомольско-молодежной стройке

«Однажды вместе с вокальным ансамблем, кажется, от «Лавсана», ездили объединенной молодежной бригадой, – продолжает Валерий Десятник, – в Новолукомль на какой-то фестиваль. Дело было в январе-феврале 1968-го – зима, мороз. В автобусе дубак, керосиновая лампа в ведре, раскаленном докрасна. И тут мы вдруг залетаем в кювет. По самое не могу. Чуть вытащили нас. Приезжаем, заселяемся в общагу, а утром – выступать. Репетиция на скорую руку. Потом, помню, в Минск ездили на декаду искусств, представляя Могилевскую область. Играли в каком-то ДК на Немиге. Жили в поезде на вокзале. Простудились, домой приехали чуть живые».

Все самое интересное ансамбль исполнял на танцах

В репертуаре «Оптимистов» того времени было немало песен героико-патриотической тематики – это для официальных концертов. Композиции из репертуара советских «звезд» эстрады, к примеру, даже Эдиты Пьехи («Где-то есть город тихий, как сон…»), обработки народных композиций – для более «расслабленных» программ. Ну и все остальное, самое интересное – для танцев в ДК.

Начало 1970-х годов. Танцы на Кирова.
Начало 1970-х годов. Танцы на Кирова.

«Не забуду никогда конкурс ансамблей, организованный комсомолом в 1968 году в парке Горького, – продолжает Валерий Десятник. – Играли мы, «Криницы» Виктора Быкова из «машинки» и бит-ансамбль ДК имени Куйбышева, был там такой у Киракозова. Три группы. Мы заняли первое место. Очень хорошо даже помню приз, который нам дали, – металлический подсвечник в виде чертика, сидящего в позе лотоса, а на коленях у него пепельница. Любопытно, что сразу после награждения на танцплощадке как обычно началась солидная драка.

1970-е годы. Тяжело на репетиции– легко на концерте
1970-е годы. Тяжело на репетиции– легко на концерте

В 1969 году я ушел из «Оптимистов», работал в «машинке» на кафедре сварки. В ансамбль пришли новые ребята – Володя Адыров, Коля Клишевич… А я увлекся бардовской песней. Этот интерес пришел во время институтской практики, когда мы по окончании четвертого курса ездили в Нижний Тагил».

На всех скоростях – в Нижний Тагил! На практику. Слева– Валерий Десятник
На всех скоростях – в Нижний Тагил! На практику. Слева– Валерий Десятник

Резонансной выдалась поездка могилевской объединенной комсомольско-молодежной творческой агитбригады по так называемой Курской магнитной аномалии, которая состоялась уже попозже, в 1974 году, и в которой «Оптимисты», уже второй состав (объединившиеся с «Криницами» и ставшие «Оптимицами») тоже играли главную роль. Помнится, в Могилеве ходили слухи, что из Москвы, из центрального комитета ВЛКСМ, пришла разнарядка на эту поездку, так сказать, в целях повышения культурного уровня молодых строителей светлого будущего некогда единой и могучей страны под названием СССР.

2010 год.. Вольдемар Петров-Куминский.  В нынешнем году барабанщику «Оптимистов»  исполнится 76
2010 год.. Вольдемар Петров-Куминский. В нынешнем году барабанщику «Оптимистов» исполнится 76

Но вот что нам пояснил барабанщик «Оптимистов» Вольдемар Петров-Куминский: «Это была лично моя инициатива, как командира стройотряда. Вместе с Эдиком Свидерским, он был комиссаром отряда (тогда так полагалось), мы пришли к Тамаре Кот (комсомольский вожак того времени в Могилевеавт.) и попросили поддержки в реализации плана поездки. Тамара нас поддержала, и через некоторое время мы – танцоры, певцы, музыканты – отправились в путь».

Как выяснилось, на заре своей непродолжительной, но очень яркой карьеры, «Оптимисты» первого состава использовали песни даже из репертуара популярного тогда французского певца Сальваторе Адамо. К примеру, «Падает снег» (медленная композиция)и «Неон» (зажигательный «полушейк»). А все потому, что Вольдемар Петров-Куминский был на «ты» с французским языком.

Не могу не отметить одну из немногих композиций, написанных самими «Оптимистами» – это направленная против войны во Вьетнаме песня. Слова Петрова-Куминского, музыка Хомченко. Ее, помнится, на первом курсе учебы в ММИ постоянно напевал мой однокашник Леня Астапенко. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного, как сейчас говорят, звукового файла ансамбля. Та же самая история и со словами, которые по истечении такого длительного периода времени не смогла удержать человеческая память.

И еще один штрих из «оптимистической» истории прошлого. В первое время на выступления ансамбля на танцах в ДК автозавода имени Кирова (1967 год) публики в зал набивалось неимоверное количество, но практически никто не танцевал – люди просто стояли и слушали.

Слушали электрогитары, слушали непривычные ритмы и только настраивались на ранее неведомые интонации.

«А мы уже, – с улыбкой вспоминает Петров-Куминский, – выпендривались, как могли».

Володя Адыров в процессе музицирования. 1970-е годы
Володя Адыров в процессе музицирования. 1970-е годы

Гитара, выпиленная из корпуса пианино

Вот что вспоминает гитарист-вокалист второго состава «Оптимистов» Владимир Адыров, к сожалению, несколько лет назад покинувший наш мир: «Когда из армии пришел Николай Хомченко, мы, тогда еще пацаны, с особым уважением глядели на него – для нас он был взрослый дядька, служил вместе с Юрием Антоновым, с участниками «Песняров», играл в ансамбле «Сигнал» Виктора Вуячича… И с собой он тогда привез две гитары. Одна из них – вроде как басовая, четыре струны, но струны не басовые. И очень-очень тяжелая, похоже, выпиленная из корпуса пианино… Я с Васькой Евсеевым, Олегом Кравченко и Вовкой Ильенковым в то время постоянно играл во дворе, иногда мы приходили в клуб порепетировать. Однажды участвовали в каком-то конкурсе. Там мне надо было играть на гитаре пальцами, потом медиатором, потом опять пальцами. Куда медиатор девать? Я его в зубах держал. И случайно проглотил. Но не в этом дело… Во время одного из выступлений Хома нас услышал и пригласил играть на танцах. В новогоднюю ночь и состоялось наше первое выступление. Конечно, хочу отметить необычайное качество Николая Хомченко – великолепный мелодист. В самом широком смысле этого слова. Он мог любую песню в собственном исполнении превратить в волшебную неповторимую мелодию. Талантище!»

1960-е годы. Волшебный мелодист Николай «Хома» Хомченко и его незабываемые  «Оптимисты»
1960-е годы. Волшебный мелодист Николай «Хома» Хомченко и его незабываемые «Оптимисты»

По моей просьбе Адыров вспомнил кое-какие детали их участия во всесоюзном конкурсе «Алло! Мы ищем таланты», где выбирался представитель Могилевской области для республиканского отборочного тура. К тому времени в «Оптимистах» появился скрипач Михаил Кононов, басист Сергей Пивоваров, гитарист Николай Клишевич. Прослушивание проходило в Минске в телевизионной студии, запись велась специалистами из Москвы, так что все мои недавние попытки разыскать «файлы» тех лет пока были тщетны.

«Вначале записывали без видео, только звук, – рассказывает Володя Адыров, – потом жюри пересело в операторскую. Я пел без гитары, стоял недалеко от камеры и постоянно был в кадре. Устали дико. Запись шла весь день до позднего вечера. Пели «Сережку с Малой Бронной» и «Касіў Ясь канюшыну». Стали победителями.

Вечером пошли в ресторан гостиницы «Минск», где жили. Миша Кононов был в такой школьной рубашечке в полоску, и его в ресторан не пустили. Администрация заведения решила – молодой еще».

Вспомнил Адыров и выступление ансамбля на выпускном вечере в могилевской школе №2, где он каким-то непостижимым образом совершенно не в той тональности исполнил «Ellow River» группы «Кристи», тем самым повторив «подвиг» Алика Бедулина (еще один могилевский легендарный музыкант авт.), несколькими днями ранее забабахавшего в том же кривом ключе «криденсовскую» «Dawn On The Corner» на концерте в «машинке».

Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз. 1970-й год
Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз. 1970-й год

Рассказывая о поездке по городам Курской магнитной аномалии, Адыров с улыбкой поведал о том, как они несколько дней жили в Курске в одной гостинице с куйбышевской футбольной командой «Крылья Советов». Его настроение при этом не было связано с тем фактом, что в Куйбышеве и в Могилеве были когда-то авиационные заводы (к слову, именно Могилевский автозавод им. Кирова до войны имел самое прямое отношение к советской авиации).

Он улыбался, вспоминая крутую вечеринку со спортсменами авторитетной в Советском Союзе команды.

Читайте также: