Пятиэтажке на проспекте Шмидта – более 40 лет, это типичная малогабаритная «хрущевка» с узкими коридорами и маленькими лестничными клетками. Подъезд, о котором пойдет речь, давно нуждался в ремонте, но дальше разговоров дело не шло.
У кого-то из жильцов не было времени на «субботники», другие не видели смысла – зачем тратиться на ремонт мест общего пользования, когда нет возможности спросить с тех, кто не поддерживает общие правила совместного проживания...
– Но наш подъезд всегда был аккуратным, убранным, без росписей на стенах и сломанных замков, – рассказывает Светлана. – И это заслуга, прежде всего, жильцов: за порядком следили сообща. А в остальном все, как у всех: грязно-зеленого цвета стены, выгоревшие от времени почтовые ящики, облупившаяся краска на оконных рамах. Несколько раз за прошедшие годы косметический ремонт делали специалисты ЖЭУ, но, честно сказать, мы не всегда его и замечали: тот же цвет стен, сероватая побелка, могли еще входную дверь покрасить.
Безусловно, жильцам хотелось что-то поменять. Но всегда все упиралось в то, что надо собрать всех соседей и уговорить их поддержать инициативу. При этом, например, предложение повесить штору на окно в подъезде или украсить лестничную клетку к Новому году все жильцы, вроде бы, и одобряли, но... на этом все и заканчивалось.
Появился замечательный сосед
Пару лет тому в подъезд, о котором идет речь, заселился новый жилец. Меняя входную дверь своей квартиры, он сделал ее декоративное обрамление, положил плитку на полу лестничной клетки этажа, переделал общее освещение. Как потом выяснилось, мужчина ни с кем своих действий не согласовывал и денег ни у кого за сделанное не требовал.
– А на мой полушутливый вопрос, мог бы он по собственной инициативе и стены перекрасить, ответил: «Почему бы и нет. А сами согласны в этом поучаствовать?», – вспоминает Светлана.
Инициаторы проекта обошли всех жильцов подъезда с предложением принять участие в обновлении. Откликнулся только один.
С миру по нитке
– Настаивать, уговаривать, упрашивать других не стали – пустая трата времени, – добавляет Светлана. – Также поняли, что собрать деньги на ремонт будет сложно, поэтому выбрали самый экономный вариант – в первую очередь, использовать то, что есть у каждого дома и чем не жалко поделиться: остатки краски, карнизы, шторы, а затем докупить недостающее.
Обновили подъезд до третьего этажа: перекрасили входную дверь, стены, почтовые ящики, перила, оконную раму, повесили карниз и шторы, несколько картин, на пол лестничных клеток положили линолеум.
– Втроем хорошо поработали: две субботы, остальное доделывали в будни после работы. Чтобы грязь меньше разносилась по этажам, перед каждой лестницей застелили коврик. В итоге, стало светлее и уютнее.
Траты, по словам Светланы, оказались совсем небольшими. Почти все сделано по принципу: с миру по нитке – бедному рубаха.
«От сделанного я почувствовала радость»
– Ремонт – это всегда, пусть и временные, но неудобства. Жильцы подъезда с пониманием отнеслись?
– Да. Разве что немного только поворчали по поводу запаха краски.
– А были вопросы: зачем вам это надо, вам нечем заняться?
– Не припомню. Напротив, в основном отмечали, что мы – молодцы.
– Это злило?
– Нет, было приятно. Я глубоко убеждена, что в таких случаях нельзя себя настраивать на то, что все проживающие в подъезде должны тебя поддерживать, выражать восторги, благодарить. Обновления, в первую очередь, хотела лично я. Нашлись те, кто готов был ремонт делать вместе со мной – прекрасно, потому что одна я бы не решилась. И от сделанного я почувствовала радость, несмотря на то, что кардинальных изменений мы не внесли. Но подъезд, по-моему, перестал быть «сиротой при живых родителях». С момента ремонта, то есть, почти два года, я чувствую его своим: присматриваюсь к каждой царапине, трещине на стенах, весной мою окно нашей лестничной клетки, стираю штору. Есть желание установить вазоны с живыми цветами, но у нас очень маленькие и узенькие коридоры – озеленение будет мешать тем, кто поднимается с большими сумками, велосипедами, колясками. Сейчас вынашиваю идею повесить между лестничными пролетами большое зеркало – будет возможность глянуть на себя по дороге на работу.
– А в обслуживающем дом ЖЭУ как отнеслись к тому, что в подъезде сделан ремонт собственными силами?
– Мы там никого в известность не ставили, ведь речь идет про самый обычный косметический ремонт. А за прошедшее время, по-моему, никто из ЖЭУ, кроме уборщицы, к нам в подъезд не приходил.
Компетентно
В ЖРЭУ Октябрьского района Могилева отметили, что в ЖЭУ, который обслуживает дом и подъезд по проспекту Шмидта, 72, про ремонт в нем знают. И. о. заместителя директора по управлению персоналом, идеологической работе и социальным вопросам ЖРЭУ Александр Сотников также отметил, что в настоящее время собственникам квартир в многоэтажках не обязательно ставить кого бы то ни было в известность про свои планы косметического ремонта в подъезде, потому что, согласно законодательству, жильцы вправе самостоятельно принимать такое решение.
По его словам, в настоящее время в Могилеве все чаще реализуются проекты обновления мест общего пользования собственниками квартир. Напомнил, что у жителей подъездов, которые нуждаются в ремонте и внесены в план на текущий год решением специальной комиссии горисполкома, есть возможность объединить усилия, то есть, при проведении ремонта часть работ будет выполнена за накопленные на эти цели средства, часть – за счет собственников квартир. По его мнению, такой комплексный подход позволяет не просто обновить, а в значительной степени преобразить места общего пользования.
В остальных случаях ремонт в подъездах производится за счет проживающих в нем, даже если он выполняется специалистами ЖЭУ (в этом случае стоимость ремонта будет разделена между собственниками квартир в подъезде и внесена в счета оплаты коммунальных услуг). Также жители подъезда могут нанять для выполнения ремонта стороннюю организацию или выполнить все ремонтные работы собственными силами.