В поисках старого битловского концерта
Говорят, что когда-то Джон Леннон с особой настойчивостью искал видеозапись какого-то старинного битловского концерта, состоявшегося в самом начале их карьеры. Его интересовало именно то древнее выступление, где они были, как ему, наверное, казалось, наиболее честны и искренни перед слушателями. Невзирая на возможные издержки качества, на ожидаемые дефекты, Джон долго охотился за этим артефактом, который отражал всю первозданную суть его не только музыкальной, но и, если хотите, человеческой натуры.
Уж не знаю, нашел ли Леннон тогда то, что искал. Но лично мне этот эпизод лишний раз доказал, что не всегда самая осовремененная и отшлифованная работа (в любой творческой сфере) может считаться лучше той, которая, возможно, и в самом деле на выставочный диплом не тянет, зато берет глубиной и чистотой вложенных в нее сил и чувств. А они (в первую очередь, чувства) где-то и когда-то в этом произведении обязательно проявятся. И, вполне возможно, будут по достоинству оценены.
Столь пафосное вступление к повествованию о могилевской бит-группе «Оптимисты» кому-то может показаться натянутым – подумаешь, еще одни «звезды» районного масштаба. Да мало ли…
Вот именно – мало, очень мало сведений было обнародовано до некоторых пор об этих «пионерах» музыкальной субкультуры Могилева – ну были вроде такие, ну играли на Кирова (а это вроде как у черта на куличках) на танцах, ну... Что тут еще сказать? Нечего сказать. А потому сформировать свое отношение к «Оптимистам» большинство даже сегодняшних «семидесятников» просто не могло – ведь, как говорится, на нет и суда нет.
Что тут говорить о людях более молодых генераций.
Но говорить можно. Даже нужно. Начнем, к примеру, с сюжета, датированного 1 мая (внимание!) 1967 года!
«Товарищи учёные, доценты с кандидатами…»
Могилев, площадка у Дома культуры автозавода имени Кирова, на которой останавливается бортовой ЗИЛ. В лучах яркого полуденного весеннего солнца практически не отбрасывающий тени автомобиль серо-зеленого цвета выглядит несколько диковинно. А уж когда его борта с грохотом открываются и взору моментально собравшейся неизвестно откуда публики предстает установленная в кузове машины звукоусиливающая аппаратура и рядом, словно чертики из табакерки, появляется четверка молодых ребят с гитарами и барабанной установкой, становится ясно – сейчас произойдет нечто необычное.
Две первые песни были встречены громом аплодисментов. Современные гитарные ритмы, модерновые вокальные унисоны. Композиции понравились слушателям, многие норовили даже подпевать музыкантам, услышав знакомые слова и интонации.
Но вот третьей прозвучала битловская «Любовь не продается» – «Can’t Buy Me Love». Это было подобно появлению шаровой молнии, о которой многие что-то читали, но никогда с нею не сталкивались. Бортовой «ЗИЛ» в тот момент мог бы взлететь – и никто не воспринял бы это с удивлением.
Публику куда больше шокировало произведение Леннона-Маккартни, словно гимн свободы прозвучавшее над всеми. С молодых людей – Николай Хомченко (гитара), Валерий Десятник (бас-гитара), Александр Апокин (ритм-гитара), Виктор Сазанчук (ионика), Вольдемар Петров-Куминский (барабаны) – по окончании песни «Битлз» можно было писать портреты героев отечественного рок-н-ролла. Хотя, как вы понимаете, музыка в подобном стиле отнюдь не главенствовала в репертуаре молодого ансамбля на протяжении всей карьеры.
Да и вообще, музыка в контексте данного повествования может уступить место… Но не будем о других страстях наших героев, мы ведь изначально избрали «культурологический» угол зрения. Тем не менее поясню: двое участников первого состава ансамбля – кандидаты наук. Валерий Десятник (бас-гитара) защитил в московском Баумановском институте диссертацию по разработке способа магнитно-импульсной обработки точечных сварных соединений с целью увеличения их усталостной прочности. Вольдемар Петров-Куминский – кандидат философских наук (его диссертация касалась культуры труда). Правда, это – дело последующих лет, а тогда, в шестидесятых, все было чуточку прозаичнее.
Читайте также: