В XXI веке высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, в быт, а и в культурное пространство. Не остаются в стороне и музеи: например, в Могилевском областном художественном музее имени П. Масленикова появилась экспозиция 3D-формата.
– Проект состоит из 16 голографических изображений древних исторических артефактов XI-XIX веков, найденных на территории Беларуси, – рассказывает заведующий отделом культурно-образовательной работы музея Дмитрий Журавский. – Его главная цель – показать редкие историко-культурные ценности, которые, как правило, недоступны широкому кругу посетителей, ведь большая их часть хранится в фондах музеев Беларуси, а также в частных коллекциях и редко экспонируется.
В экспозицию вошли голографические изображения 3D-формата, изготовленные научно-производственной компанией «Магия света». В их числе – наделавший много шума пояс Витовта, подсвечники с гривнами, кинжал с ножнами XIX века, чарки XVIII века, печатка «Сова» XVIII века, восточные украшения, иконы и другие изображения из серии голограмм «Клады земли белорусской».
– Над созданием копий работал белорусский ученый физик Леонид Танин, идея концепции принадлежит Александру Церковскому и Михаилу Свирченко. Осуществить проект музею помогли учащиеся, педагоги и руководители Могилевского электротехнического колледжа и Могилевского профессионального лицея №9 имени Старовойтова, – дополняет Дмитрий Журавский.
Загадки оптики
Художественные голограммы – это точные оптические копии предметов. Что они собой представляют? На фоне абсолютно плоского стекла создается объемное изображение, которое в мельчайших деталях повторяет сам объект. Часто такие изображения называют «фотографическими призраками»: они выглядят как трехмерные изображения, попавшие внутрь стекла, пластика или металла.
Первую голограмму создал Деннис Габор в 1947 году, за что получил Нобелевскую премию по физике в 1971-м.
Сегодня голограммы уже давно используются для оформления периодических изданий, в кино, цирке, музеях для создания двойников скульптур, археологических находок, драгоценностей, которые по тем или иным причинам не могут быть представлены оригиналами.
Крест Ефросинии Полоцкой и пояс Великого князя
Для Могилевского областного художественного музея имени Павла Масленикова голограммы – не диковинка. В 2013 году состоялось открытие постоянно действующей экспозиция «Тайна креста», которая посвящена утерянной святыне − кресту Евфросинии Полоцкой, изготовленному известным мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Как известно, с 1929 года до Великой Отечественной войны оригинал святыни хранился в Могилеве в этом же музее, в бронированной комнате, но в первые ее дни христианская реликвия бесследно исчезла. Спустя годы ученые создали голограмму креста и разместили в той же комнате-сейфе.
Что касается пояса Витовта...
– Поясной набор нашли в 1992 году около деревни Литва под Минском, вместе с кладом из монет и еще нескольких украшений, – рассказывает Дмитрий Журавский. – По одной из гипотез белорусских историков он принадлежал Великому князю Витовту. 11 лет пояс находился в частных коллекциях, несмотря на то, что был включен в список историко-культурных ценностей высшей категории. В конце 2006 года Верховный суд страны вернул раритет в собственность государства и передал в Национальный музей истории и культуры.
Пояс сделан из серебра 960-й пробы с позолотой и весит свыше 800 граммов. По монетам, которые нашли вместе с ним, определили время изготовления: конец XIV – начало XV веков. Скорее всего, что бляху пояса сделали мастера Крымского ханства, а пряжку с наконечником – итальянские ювелиры.
Пояс Витовта часто гастролирует по миру, поэтому увидеть его непросто и в Минске. Теперь его голографическое изображение есть в музее имени Павла Масленикова.
Могилевский областной художественный музей в настоящее время работает без выходных, с 11.00 до 19.00.