В 1989 году в Могилеве в ДК «Химволокно» выступала одна из самых, наверное, скандально известных рок-групп Советского Союза — «Коррозия металла». Зрелище было еще то…
После того, как на концерте я глотнул совершенно незначительную порцию предложенного музыкантами блюда в стиле трэш-метал, желание беседовать с ними (а об интервью с лидером группы Сергеем «Пауком» Троицким мы договорились заранее) моментально исчезло. Я понимаю, что сценический эпатаж — это реально существующая грань творческого процесса, это пусть и очень жесткая, но все же попытка выразить… Нет, в данном случае я затрудняюсь охарактеризовать то, что пытались выразить появившиеся перед переполненным залом люди с гитарами наперевес. Поэтому, не вдаваясь в суть прозвучавших музыкальных (все-таки ведь музыка!) произведений, ограничусь всего лишь поверхностным описанием увиденного и услышанного. На большее меня не хватит.
Пусть читателя не удивляет и тот иронический гротеск, которым пронизан весь текст. Таким вот способом я сам себя спасал от возможного и крайне нежелательного процесса — подвинуться рассудком.
Все-таки гитары, а не могильные кресты
Ну, честное слово, обидно за ребят из «Коррозии». Неужели свой концерт они не смогли сделать поужаснее? Ведь то оскалившееся человекообразное существо среди могил, на фоне которого разворачивались основные события, было совсем не впечатляющим. Лично я не чувствовал никакого страх. Абсолютно! Крови не было совсем. Да и костей маловато. Правда, на экипировке музыкантов болтались какие-то костяшки, но все это просто несерьезно.
Вот те двое с косами, в черном и белом балахонах, немного порадовали, но тоже ощущалась недоработка. Во-первых, косы были явно туповаты. Во-вторых, махали-то они ими активно, да никому так ничего и не отхватили. А ведь руки юных «металлистов», как кукурузные побеги, тянулись к ним из зала.
Может быть, кого-то шокировало рычание вокалиста в микрофон, но меня оно просто рассмешило. Разве такие звуки издаёт настоящий вурдалак?
Концерт, по-моему, спасли лишь отдельные реплики музыкантов, типа: «Сегодня ночью к нам в гости придет Люцифер!». Неплохо придумано, правда? И самое главное, что это редкое по изобретательности восклицание нашло достойный отклик в сердцах всей публики.
Кстати, вспомним о барабанах и гитарах. Спешу уточнить: в руках у парней из «Коррозии» действительно все же были гитары, а не могильные кресты. Но заметного преимущества это им не давало. За исключением отдельных фрагментов все композиции лишены какой-нибудь творческой мысли: традиционный затасканный спид-треш-метал, от которого в самом деле хочется ползти на кладбище. Примечательно, что выступление в Могилеве «Коррозия» начала с банального вопросика: «Вы еще живы?».
Традиционно для металлического концерта выглядела и публика, три первых ряда которой стояла на спинках кресел. Однако среди всех выделялся один парень, время от времени вспыхивавший, как рождественская ёлка. Оказалось, что под рубашкой он опутан проводами, соединяющими источник питания с лампочками — на плечах и в оправе очков. Легкое нажатие кнопки где-то на животе вызывало изумительное свечение вышеупомянутых зон. Очковая оправа при этом пульсировала бегущей световой строкой. Я думаю, вы догадываетесь, что наш рок- изобретатель был одним из самых спокойных в тот вечер — резкие движения были чреваты замыканием. Остальные же дали волю чувствам. Несколько смущенных своей миссией сержантов милиции ходили между рядами и вежливо пытались утихомирить оглушенных «металлистов».
Поговорив о поклонниках сатанинского рока, было бы некорректно умолчать о тех, кто таковым не являлся, но волею случая стал свидетелем концерта «Коррозии металла». Очень жаль было женщину-билетершу. Ей пришлось на протяжении всего шабаша «сидеть на дверях».
А вот после концерта из раздевалки «Коррозии» (не поверите!) слышались звуки пианино. Кажется, Шопен. Сами порядком одуревшие от «металла» рокеры, похоже, снимали напряжение альтернативной музыкой. И как хорошо, что таковая еще существует.