При упоминании о самоваре практически у каждого возникает ассоциация с Тулой. И это не удивительно: до революции там работали около сотни самоварных фабрик. Изготавливали водогревы и кустари одиночки да каждый на свой лад. Именно поэтому сегодня можно увидеть самовары в виде колокола, репы, рюмки, арбы, черепахи, кубка, самовары-фонтаны и самовары-эгоисты, в которых готовят чай только для одной персоны. А еще есть самовары для супругов – с двумя кранами с противоположной стороны, и с тремя – трактирные.
Все эти необычные формы емкостей для кипячения воды и варианты их функционала представлены в коллекции Андрея Сайкова. Сам владелец презентовал ее могилевчанам в Могилевском областном краеведческом музее имени Евдокима Романова 2 февраля.
Андрей Сайков родом из Бобруйска, но с 90-х прошлого века живет в Туле. Признается, что всегда была интересна история этого города, особенно его знаменитых ремесел, но серьезно этим не занимался. А однажды, лет семь тому, построив дом с печью, решил для интерьера приобрести самовар «с историей». Для Тулы это не проблема – предложения поступали и поступали. Один приобрел, потому что был покорен литьем витых ручек, другой – за редкость формы, третий – потому что был изготовлен мастерами знаменитого завода.
Так началось создание коллекции. Некоторые из попадавших в нее экземпляров требовали восстановления, например, купленные на так называемом «блошином» рынке или в пунктах скупки лома. И тогда, инженер по образованию, Андрей Сайков занялся реставрацией. А спустя время попробовал сам делать самовары – дело оказалось весьма увлекательным, несмотря на трудоемкость и продолжительность во времени. Например, на самый большой из изготовленных – в виде головы витязя в шлеме – ушел почти год.
А у созданного самовара «Лесная фея» с женским лицом есть своя история. Он сделан под впечатлением работы Фаберже, которая называется «Леший» – его тулово (корпус) изображает голову мифического персонажа. Самовар сделан из 16 килограммов серебра! В 2005 году в Англии на аукционе Sotheby's его продали примерно за 470 тысяч долларов. А купил его русский коллекционер. Андрею Сайкову захотелось самому сделать что-то подобное. Моделью стала жена.
В представленной в Могилеве экспозиции более 50 видов предка современного чайника: известные тульские бренды конца 19-го и начала 20 веков, работы эдинбургских, иранских мастеров, подарочные варианты, изготовленные на заказ современными известными умельцами, а также те, которые владелец коллекции изготовил сам. И все они функционируют, то есть в каждом можно приготовить чай. И нет ни одного электрического.
– Нет, дома я каждый день не готовлю чай в самоваре, – признается коллекционер, – в наш век скоростей и вечной спешки на это просто нет времени. Но когда приходят гости, в выходные и на праздники самовар обязательно на столе. Это именно он способствует неспешной беседе за чашкой чая. Да и сам напиток, приготовленный на дровах в контакте с редкими металлами, имеет совсем иной вкус и аромат в отличии от того, что пьем мы каждый день, приготовив наспех с помощью чайника.
Была возможность напомнить давно забытый вкус чая из самовара, а для кого-то попробовать такой напиток впервые, и у посетителей в день открытия выставочного проекта – самовар вскипятили прямо в зале музея.
А Андрей Сайков параллельно рассказывал про свое хобби. Отдельные факты просто ошарашивали. Например, про то, что Тула, оказывается, не родина самоваров. На территории города и области имелись месторождения железных руд, поэтому здесь и собралось большое количество мастеров обработки металла и оружейников. Самовары, как утварь, в которой грели воду, были широко распространены на Востоке. А первый русский самовар был изготовлен в городе Суксун на Урале при Демидовых примерно в 1740-е годы. А затем их промышленное производство было налажено в Туле. Причем в одной деревне делали только краники, в другой – ручки, в третьей – тулово самовара. Потом все свозилось на фабрику, где шла сборка и ставили клеймо известной компании.
Сегодня все сохранившиеся экземпляры – экспонаты музеев. В коллекции Андрея Сайкова тоже такие есть. В том числе бочкообразный пузач, который когда то служил в трактире. Есть и походный вариант – маленький самоварчик со складывающимися ножками. И набор английских сосудов для приготовления чая для важных персон. А самовары-фонтаны со старинной чайной машиной имеют только внешнее сходство. Из за отсутствия жаровни их нельзя растопить. Но присутствует другой функционал – это своеобразный предок термоса: внутри труба камера, куда можно засыпать или угли, или лед.
Познакомиться лично с редкими экспонатами коллекции Андрея Сайкова в областном краеведческом музее можно до 10 апреля.