«Цирк», – сначала подумал я, но потом...» Как я в юности таэквондо осваивал

805
П. Леванович. Фото на титуле носит иллюстративный характер
С начала 1990-х в могилевской «машинке» (ныне Белорусско-российский университет) действовала секция таэквондо. Вел ее Юрий Пак. За десятилетие существования секции на тренировки приходили сотни, если не тысячи могилевчан.

... В «машинку» я заглянул случайно. Зашел вместе с приятелем.

Тренировки таэквондо проходили в танцевальном зале на втором этаже. Когда мы пришли, в центре зала стояла группа ребят в кимоно с желтыми и зелеными поясами. Затем они выстроились в пирамиду: те, кто постарше, стояли на паркете, младшие каким-то чудом держались у них на плечах. И у этих «младших» еще на плечах стояла девочка лет 11, с золотыми волосами и голубыми глазами. Потом я узнал, что девочке – 19 лет, и она дочка тогдашнего председателя Могилевского облисполкома Сивицкого.

Таэквондо. Могилев. 1990-е. Фото носит иллюстративный характер
Таэквондо. Могилев. 1990-е. Фото носит иллюстративный характер

Девочка держала в вытянутых руках доску – 40 на 40 см. Напротив этой пирамиды в белом кимоно с черной оторочкой и черным поясом стоял Юра Пак. Он напряженно вглядывался в сторону вытянутых рук Лены Сивицкой и в этот момент был похож на пружину. Казалось, вот-вот разожмется и выстрелит. «Цирк», – подумал я.

Но то, что я увидел буквально через пару секунд, изменило всю мою жизнь. Юра разбежался, взлетел вверх, на какое-то мгновение завис в воздухе и очень эффектно разбил доску в руках Лены ударом ноги. Со стороны это выглядело, как магия, нарушение всех законов физики. В этот момент захотелось крикнуть моему занудливому лицейскому учителю: «Марат Антонович, притяжения больше не существует!»

Юра счастливо опустился на ноги. Пирамида распалась. А я остался в состоянии остолбенения. Это было красиво! Нет, это было фантастично!

Думали мы с приятелем недолго – пришли в секцию на следующий день. Тренировки проходили вечером, с 18.00 до 20.00.

Тренер Юра оказался отличным парнем, но совершено диким, корейским тренером! Мы стояли на растяжке по 40 минут. Это невероятная боль! Как будто все зубы заболели в один момент. Прыгали – то в высоту, то в длину. Я чувствовал себя кенгуру.

Но в итоге через два года я мог перелететь через шесть согнувшихся человек, сесть на шпагат между стульями и разбить доску, которую держала Лена Сивицкая.

Между тем, долгое время к таэквондо я относился как к фитнесу, физкультуре. Но однажды попал на соревнования.

Кубок города по таэквондо проводился в МГУ имени А.А. Кулешова. Мне было 17 лет, весил я тогда (золотые времена!) 54 кг. Организаторы – Белорусская республиканская федерация Киокушинкай каратэ – почему-то записали меня не в легкий вес, а к мужчинам свыше 74 кг. В общем, понимаете: щавлик и мужики! Это было эпическое зрелище. В общем, тогда я и понял, зачем нужны прыжки. Я, как зайчик, отпрыгал до финала, а в финале здоровенный амбал сломал мне ногу.

Когда меня принесли домой, мама сказала что-то вроде: «Дураков в мире много...». Вот!

Я о чем: таэквондо – это искусство. Даже со стороны выглядит, как балет. Наш тренер Юрий Пак всегда подчеркивал, что быть просто хорошим бойцом недостаточно. Нужно еще быть человеком. А это значит – уметь помогать, сопереживать, жертвовать.

Стоит добавить, что таэквондо родилось в Корее, в корпусе стражей императора – хваранов. Это были единственные воины, которые не покорились монгольским завоевателям. И что по сравнению с этим какая-то поломанная нога?..