
Тюрбан из живого питона
– Представьте ситуацию: вы заходите в музей современного искусства, а у дверей стоит чернокожая женщина в цветастом тюрбане. Решаете продолжить свой путь к знакомству с прекрасным, как замечаете, что узоры на головном уборе начинают плавно двигаться… Присматриваетесь повнимательнее, а вместо тюрбана – упитанный питон! – своими впечатлениями от посещения Mumok как-то делилась со мной могилевская супружеская пара.
Заинтригованная подобными рассказами, я тоже, когда выдалась возможность побывать в Австрии, решила во что бы то ни стало наведаться в эпатажный музей. Было это семь лет назад… И то ли мой визит выпал на скучный будний день, то ли питон ушел в спячку, но никто примечательный на входе гостей не встречал. Правда, чуть поодаль – то ли в трансе, то ли в каком-то экстазе – сидела, взявшись за руки, раскачиваясь и «жужжа», группка молодых людей. Потом стало понятно, что это тоже в своем роде экспонаты… В общем, обычные mumok’овские приемчики.
Странноватые картины, скульптуры, инсталляции, рисунки, граффити, фотографии, видеофильмы, аудиоролики, архитектурные модели, предметы мебели и совсем, на первый взгляд, съехавшие с катушек фрики – это все он, музей современного искусства в Вене.
Немного истории
Мотивом создания Mumok в 1962 году было намерение австрийцев подтвердить статус молодой республики с демократическими ценностями. Коллекция формировалась с нуля, ведь после войны состояние искусства в стране было попросту плачевным – большая часть частных и государственных собраний оказалась на территории США.
Но потихоньку, благодаря стараниям местных андеграундных художников, рисующих преимущественно комиксы и картины в стиле фолькс-арт, дело сдвинулось с мертвой точки. А в конце 70-х и вовсе пошло в гору: известные супруги-коллекционеры Петер и Ирэн Людвиги передали в музей ряд работ Пикассо, Рихтера, Базелица, Бойса и других гениев кисти.
За последующие годы здесь произошло еще больше преобразований. Сегодня Mumok, переехав с периферии, находится на самой козырной городской площади - Музеумсплатц и содержит свыше 9000 разнообразных экспонатов современного искусства.
На что обратить внимание?
Здесь очень много аудио- и видеосистем. Можно нацепить наушники и посмотреть транслируемые черно-белые фильмы на немецком. Кто любит Ларса фон Триера и другой психодел – это для вас. Касательно аудиозаписей, то все они тоже весьма специфические: от зубодробительного скрежета до звуков, пардон, любовного соития.
Хватает в музее и манекенов, выполненных крайне правдоподобно. Так что не пугайтесь, если увидите валяющуюся на полу красотку в крови или бомжей в оборванной одежде. Вполне вероятно, это такие экспозиционные ходы.
Отдельного упоминания заслуживают залы поп-арта. За это направление здесь отвечают работы Энди Уорхола, Класа Ольденбурга, Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса. Но если их имена еще что-то говорят читателю, то об американце Рое Фокс Лихтенштейне, на чьем творчестве в музее сделан очень жирный акцент, в Беларуси знают крайне мало.
Лихтенштейн – не только государство
Родился художник в Нью-Йорке в еврейской семье среднего класса. Рисованием поначалу интересовался в качестве хобби, но затем так увлекся, что даже поступил на специализированный курс университета в Огайо. Там же, после получения степени, какое-то время и преподавал. Первой поп-картиной Лихтенштейна стал Микки Маус с обертки жевательной резинки. Да и после он не сворачивал с избранной, но еще толком никем непротоптанной дорожки – на холстах то и дело появлялись пивные пробки, этикетки консервных банок, обрывки комиксов и фотографий, а также другие легко узнаваемые предметы. Кто-то скажет – детский лепет. И будет удивлен: коллекционеры за этот самый «лепет» Лихтенштейна на аукционах «Кристис» и «Сотбис» до сих пор выкладывают целые состояния. Так, например, его полотно «Медсестра» было продано в 2015 году за рекордные 95,4 миллиона долларов.
Это ядовитая и весьма тонкая сатира на американский культ потребления или следствие плохого вкуса – каждый решает сам. Австрийцы, учитывая массовое паломничество именно в экспозиционный зал имени Роя Фокс Лихтенштейна, придерживаются все же первой позиции. В Mumok к его картине «Я знаю, что ты чувствуешь, Брэд» подобраться было не легче, чем к «Мона Лизе» в Лувре. А изображенная там блондинка, между прочим, относится к циклу поп-пародий уроженца Штатов на плачущих прелестниц Пабло Пикассо. Причиной обращения к столь «слезливой» теме стал разрыв главного поп-артовского художника с женой в 1963 году.
В этом юбилейном году коллекция Mumok, как сообщается на сайте музея, пополнится работами молодых даровитых мастеров. Ну а то, что эти экспонаты будут не совсем обычны, – сомнений не вызывает.
Рекомендовала бы я посетить музей современного искусства своим знакомым? Исключительно тем, кто далек от консерватизма. Пойду ли я туда еще раз, если буду в Вене? Однозначно.