Церковь находится в районе Школища – там не так давно отстроили синагогу. До нее метров 300. К восстановленному храму ведет узкая, занесенная снегом дорога. Грузовику проехать можно, а вот идти по ней трудно. Ноги вязнут в дорожной каше, словно в болоте. Встречает меня пожилой мужчина. «Владимир Иванович», – написано у него на бейдже. Смотрит подозрительно и с недоумением. Словно спрашивает, чего это я вздумал лазить по сугробам. После моего объяснения требует документы. Внимательно изучает паспорт. Уточняет: «Так из какой вы газеты?». «Да я не из газеты, – отвечаю. – Я с сайта». «А-а!» – разочарованно протягивает мой собеседник и машет рукой в сторону церкви. Мол, иди, ясно все с тобой.
Что именно было со мной ясно, я так и не понял, но бодро пошагал по сугробам в сторону колокольни. Владимир Иванович не отставал от меня ни на шаг. Колокольня с виду элегантное, построенное в стиле Классицизма здание. Обставленная лесами, окруженная мешками с сухой штукатуркой, бочками, колокольня оставляет впечатление сильно недостроенной башни. Прямо перед входом лежит колокол. Потрогать мне его мой спутник не разрешил. «Нечего его трогать. Колокол как колокол». К слову, в 2014 году археологи на этом самом месте делали раскопки. Они-то и нашли фундамент, на котором стоит сейчас колокольня. А вот где именно находился храм, достоверно не известно.
Идем к храму. Спрашиваю у Владимира Ивановича: не страшно ли ему здесь одному? «А я не один, – отвечает. – Ко мне косуля приходит, куропатки на ужин прилетают. Было такое, что и лось приходил». Удивительно! Центр города! Откуда здесь взяться лосю? Храм также сильно не достроен. Вновь внутрь меня не пустили. «Потому что там ведутся работы!» «Какие работы? – спрашиваю. – Никто не работает!» «А они все на обед ушли», – мило соврал Владимир Иванович.
Храм и колокольня строятся в стиле Классицизма. И это удивительно, я бы даже сказал, странно. Ведь возводился этот комплекс в ХVII веке, когда Классицизма еще и в помине не было. Должно быть Барокко! Спрашиваю: «Почему не Барокко, Владимир Иванович?» «Какое Барокко?», – переспрашивает он.
Долго и нудно, на перекладных добираюсь до дома. Вопрос «почему не Барокко?» не оставляет меня в покое. Звоню известному могилевскому историку Александру Агееву. «Аляксандр Рыгоравіч, чаму не Барока?» «А чорт яго ведае, – адказвае прафесар, кандыдат гістарычных навук. – Наогул, першапачаткова было тры планы пабудовы. Адзін прапанаваў нейкі расіянін, які прывез ужо гатовы архітэктурны праект. Другі быў зроблены на падставе архіўных дакументаў, фотаздымкаў. Ен якраз і перамог. Трэці – барочны – дужа настойліва прапаноўваў Антон Астаповіч, але праваслаўная епархія яго праект адхіліла».
Здесь нужно пояснить, что Антон Астапович – председатель Республиканского совета (Белорусское общество охраны памятников истории и культуры). Я уже связался с Антоном. В ближайшее время размещу его комментарий на этот счет.
Второй вопрос, который меня сильно взволновал, заключался в том, успеют ли Свято-Покровскую церковь достроить к августу. Ну, так, чтобы не на скорую руку да не на долгую муку? Позвонил в Могилевскую епархию. Сроки завершения строительства комментировать там отказались.
***
Для того, чтобы сделать наш сайт действительно интересным и полезным, мы хотели бы поближе познакомиться с нашими читателями. Будем рады, если вы ответите на несколько вопросов о себе и о нашем издании. Опрос — анонимный.