«Я на сцене пою, а не работаю»
Услышанная в 1966 году песня «Королева красоты» оставила в душе пятиклассника бобруйской средней школы № 19, коим в то время являлся автор этих строк, неизгладимое впечатление.
С телевизорами в стране в то время была напряженка, а потому исполнителя этой композиции я почему-то представлял себе в образе д’Артаньяна из популярного в 60-е годы французского кинофильма «Три мушкетера». Я был твердо убежден, что певец «Королевы» не расстается с широкополой шляпой, хранит дома шпагу и обязательно обладает усами.
Как позже выяснилось, Муслим Магомаев (а песню пел именно он) не имел ни одного из вышеперечисленных атрибутов. Тем не менее, для меня он так и остался на долгие годы романтическим героем — эстрадным д’Артаньяном.
С народным артистом СССР Муслимом Магомаевым я впервые встретился после его концерта в Могилеве в 1995 году на фестивале «Золотой шлягер».
— Муслим Магометович, вы один из немногих исполнителей, кто собирал огромные аудитории слушателей и как оперный певец, и как эстрадный. Какая аудитория вам дороже?
— Несколько не согласен с постановкой вопроса. Оперный спектакль или классический концерт — это одна аудитория, а эстрада — стадион, дворец спорта — совершенно другая. Совершенно разные ощущения, я бы не решился их сравнивать. После эстрадных концертов, спасаясь от поклонников, приходилось покидать площадку неожиданно, на автомобиле.
— В свое время вы, кажется, проходили стажировку в Миланском оперном театре «Ля Скала». Для вас это приятные воспоминания?
— Да, в 63 -64 годах мы были в Италии. Нашим заданием было посещение итальянской школы пения, попутно разучивая какую-нибудь партию из оперы на итальянском языке. Это была работа. Но близость с настоящим искусством доставляла мне удовольствие. И когда у меня, допустим, спрашивают: «Ты каким номером работаешь на сцене?», отвечаю: «Я не работаю, а пою». Конечно, можно назвать это работой, ведь я получаю гонорар, но лично для меня это пение. Я получаю удовольствие от процесса пения.
— У меня дома хранится одна из ваших пластинок на 78 оборотов, там записаны две песни на итальянском языке — «В путь» и «Ты мне нравишься». Первая из них была своеобразным гимном стиляг 60-х. Откуда вы вытащили эту песню?
— Я привез ее из Италии в 1964 году и продолжаю по сей день петь на сольных концертах. Эта песня была популярна во всем мире, но поскольку у нас ее еще не знали, я выбрал ее и первый спел. У молодежи она пользовалась огромным успехом.
— Слышал, что вы очень увлекались Элвисом Пресли.
— Элвисом Пресли, наверное, все мое поколение в юности увлекалось.
— Но в то время не так просто было слушать зарубежную музыку.
— Существовали подпольные записи, на самодельных пластинках, на «ребрах». Я тоже, естественно, их слушал.
— Совсем недавно вы записали с группой «Браво» свою старую песню «Лучший город земли»...
— Откуда вы знаете?
— Я общаюсь по телефону с лидером «Браво» Хавтаном, он-то мне все и рассказал. Кстати, а почему вы выбрали именно эту песню?
— Это был выбор «Браво». Идея тоже принадлежит им. Мы должны были сделать еще и клип. Но я заболел, не смог участвовать в программе, а потому запись осталась невостребованной. Но, на мой взгляд, она не очень получилась. У нас очень разные стили, манеры пения и голоса.
Об особенностях «совка» и пользе чтения
— Вы одинаково относитесь ко всем исполненным вами песням или есть какие-то личные симпатии?
— Естественно, у меня есть и любимые. В моем репертуаре, а это около 400 песен, нет таких, которые бы мне не нравились. Хотя, пожалуй, две есть. Не буду называть, какие. Они в свое время очень нравились публике. Я это называю — идти на поводу у зрителя.
— Может, эти песни вам просто надоели?
— Нет, не надоели. Они мне с самого начала не нравились.
— Раньше вы порой сами писали песни, а сейчас?
— Вы знаете, сейчас другая музыка, другое время. Я перед приездом в Могилев давал интервью одной девушке из «Московского комсомольца». Когда она принесла мне это интервью, перед тем как опубликовать, я его прочитал и ужаснулся. Там все выглядело так, как будто у меня двухклассное образование. Я сел за компьютер, все это перепечатал. А когда я ей показал, ужаснулась она: «Что это за совковый язык?!» Я ей сказал: «Знаете, Вика, если вы считаете, что грамотность — это пережиток «совка», то я тогда за «совок». Когда наблюдаешь за тем, что сейчас пишут, создается впечатление — люди никогда не читали ни Пушкина, ни Гоголя. Вообще ни одной книжки. Сейчас другое время, и мне достаточно тех песен, которые я написал и спел раньше.
— Но за современной эстрадой следите, надеюсь, хотя бы по телевизору?
— Конечно. Ко всему, что вижу и слышу, отношусь по- разному. Но самое первое, что бросается в глаза — уж слишком много поющих девочек. Перебор. Я запомнил только 3 — 4 фамилии, с остальными у меня путаница.
— У вас был цикл передач на телевидении. Он уже закончился или это такой большой перерыв?
— Сейчас на ОРТ все очень сложно, там идет большая свалка, пертурбация... Да и серьезную передачу сегодня очень сложно протолкнуть в эфир. Возросла роль спонсора. За что платят, то и показывают.
— Вы были инициатором телепередачи?
— Нет, меня попросили это сделать. Первая передача была посвящена Марио Ланца. Она понравилась зрителям, было много писем. Сейчас дело приостановилось. Не знаю, может, временно, может, насовсем.
Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года на 67-м году жизни в Москве от ишемической болезни сердца на руках у своей супруги Тамары Синявской. 28 октября 2008 года в концертном зале имени П. Чайковского прошло прощание с певцом, в тот же день гроб с его телом был доставлен специальным авиарейсом в столицу Азербайджана. 29 октября 2008 года церемония прощания прошла в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку, после чего он был похоронен по мусульманским канонам на Аллее почётного захоронения рядом со своим дедом — известным советским композитором, дирижёром Муслимом Магометовичем Магомаевым.
Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и его дочь Марина, прилетевшая из США.