Как я и обещал, сегодня поговорим немного о драках на танцплощадках в брежневские времена. Возводить в какой-то особый культ это явление не хочется, но и мимо пройти — нельзя, ведь было? Как говорил известный литературный герой, «кто скажет, что этого не было, пусть первый бросит в меня камень».
«Вокзальские» были не в фаворе
Помнится, в первой половине семидесятых мы с Васей Маком и Андрюхой Самойловым были атакованы на подступах к Дому культуры стройтреста неким формированием таких же, как и мы, 18-20-летних молодых людей, которые не просто попросили закурить, но и попутно пояснили, где они живут. Как оказалось, то были люди «с вокзала», так отрекомендовался один из их компании, после первых же слов заехавший правым хуком Ваське в нос. Видя явное численное преимущество нападавших, мы предпочли дать деру. Но «вокзальские» тогда были отнюдь не в фаворе.
Вот перед вами друзья-товарищи «со Шмидта» (за исключением джентльмена в очках — Володи «Плейшнера), 1977-й год. Быстрорастущий район могилевского Заднепровья в эпоху такого же быстрого роста предприятия «Химволокно» вызывал повышенный интерес горожан, живших в старой части города. Особенно молодых горожан. На «шмидтовских» посматривали искоса. Те ощущали особое к себе отношение и отвечали взаимностью.
Когда по танцплощадке в парке Горького начинали циркулировать слухи о появлении там братвы со Шмидта, появлялась реальная возможность стать свидетелем очередного «махача». В тот момент, когда начинали мелькать кулаки, музыканты старались петь громче.
Но это мне почему-то так только так казалось. Как пояснил Валера Катков, все было наоборот, милиция обязательно предупреждала всех членов ансамбля – в случае драки, гитары и голоса замолкают.
«И мы действительно сразу же переставали играть, — говорит главный из «Катков». — А что еще оставалось делать? Иной раз зрелище было впечатляющим. Одна шеренга танцующих сближается с другой шеренгой. Постепенно так, медленно, в раскачку, вроде как без особого желания конфликтовать. А потом кто-то один вдруг выскакивает вперед и начинает наносить удары. Как правило, руками. Каратэ в те годы было мало кому известно. И понеслась!»
Как правило, драки на танцах не отличались особой жестокостью. Все заканчивалось обычно после того, как одна из сторон вытесняла соперников с определенного участка площадки. Побежденные покидали «поле битвы» нестройными рядами. Победителям этого уже было вполне достаточно.
«Музыкантов не трогать!»
Я поинтересовался у Валерия, а музыкантам когда-нибудь доставалось? Тот пояснил, что музыкантов никогда не трогали. Тем более, что в парке сцена была на возвышении, на нее сразу не запрыгнешь. А вот стоящие возле нее молодые люди (ведь было немало таких, кто просто приходил на танцы послушать музыку) частенько попадали под «раздачу». Правда, мой собеседник тут же поправился, заметив, что в лихие 90-е могли уже накостылять и музыкантам, если того требовали обстоятельства. И привел один печально известный пример, когда досталось ансамблю, игравшему в ныне несуществующем ресторане «Поли».
Стражам порядка того времени, которым выпадало дежурство на танцах, — не позавидуешь. Валерий Катков припомнил одного сержанта милиции, которого все звали Деточка. Он обычно дежурил в парке. Высокий, худой и очень принципиальный, можно даже сказать, авторитетный сотрудник. Спуску никому не давал. Его побаивались и уважали практически все любители почесать кулаки.
К слову, это только потом, во второй половине 1980-х молодежь в Могилеве визуально разделилась на субкультурные группы, отличавшиеся даже по внешнему виду: у одних длинные волосы, проклепанные куртки, рок-н-рольные «фишки» — это рокеры и им подобные; у других короткие прически, спортивные трико, кулаки залитые вазелином — это гопники. В семидесятые – начале восьмидесятых все были внешне примерно похожи — длинные волосы, расклешенные штаны…
А вот что рассказывал мне несколько лет назад Виктор Л. (на «шмидтовском» фото он в белой майке): « Я 1970-х занимался борьбой и, естественно, в физическом отношении умел многое – ловко подтягивался, умело отжимался, крутился на перекладине. Жил на Шмидта. Скрывать не буду, нас уважали, если не сказать больше. Но в парке все равно мы чувствовали себя гостями, все-таки другой район города. Год открытия ДК «Химволокно» совпал с годом моего призыва на службу. Мы тогда думали, что вот теперь у нас в Заднепровье появится своя «точка», свое место для отдыха, где мы будем не гостями, а хозяевами. Но когда я вернулся из армии, то интересы поменялись, мы все повзрослели, желание делить районы и выяснять отношения само собой пропало. Я занялся спортом – футбол, горный туризм, бодибилдинг… Мы 35 лет во дворе 5-й школы играли в футбол! В любую погоду, каждое воскресенье! День в день! Дождь, снег, жара, туман, град. Играли по льду, в грязи, в лужах. «Утренняя почта» в воскресенье заканчивалась в 11.30, и мы – на футбол. Женатые против холостых. Если у тебя есть дети — играешь за женатых, нет – за холостяков. Эпопея завершилась только в 2006-м, когда мне стукнул полтинник. Я в свое время закончил с красным дипломом наш университет Кулешова, организовал федерацию бодибилдинга. В трудовой книжке не осталось ни одной чистой графы в разделе наград…»
Ресторан — совсем другое дело
Отрадно, что самая прямая связь с районом улицы Шмидта, с особыми теплыми чувствами к тамошним местам обнаружилась у легендарного могилевского музыканта гитариста Игоря Беляева. Где он только не играл! Практически везде, где только можно.
«Улица Островского, Святое озеро, Шмидта, Заднепровский парк — это для меня очень важные, знаковые места, -- говорит музыкант. — Я отдыхаю там душой и телом. В 1979 году наша семья переехала туда с улицы Болдина, я в то время учился в девятом классе, и сразу полюбил этот район».
Во время небольшой беседы вдруг выяснилось, что Игорь на сегодняшний день единственный человек, кто умудрился сфотографировать на танцах в парке играющую на сцене группу. Два кадра. Больше снимков выступающего на сцене ансамбля нигде не «засветилось»! Хочется верить, что после выхода в свет этого материала, кто-нибудь из могилевчан вдруг объявит, что на чердаке старенького дедушкиного домика он вдруг обнаружил помятую коробку с несколькими интересующими нас фотографиями брежневского времени.
Игорь тоже не мог припомнить ни одного случая, когда драка на танцплощадке каким-то образом «цепляла» музыкантов. Никогда! А вот в ресторане, особенно в «Могилеве», ему иногда приходилось объяснять по-хамски ведущему себя посетителю, «забредавшему» на сцену, что заказывать песню тоже нужно с определенным чувством уважения к исполнителям. Естественно, в процессе такого диалога возникало еще большее недоразумение, которое зачастую выливалось, сами знаете во что.
В нашей следующей публикации мы вспомним некоторые биографические штрихи могилевского ВИА «Романтики» — сколько можно про всякий, извините, мордобой рассуждать!
Читайте также: