Вышел на каком-то «диком поле». Белая гладь, которая упирается в плотный строй высоких елок. Люди, правда, все-таки были, – юные лыжники. Они катались по кругу, были румяны и жизнерадостны, а потому внушали уверенность. Решил: «будь, что будет» – и нырнул в еловую чащу. Сразу почувствовал свежий, здоровый воздух, которого так не хватает нам всем, горожанам. Впереди шел мужчина. На вид – около 60 лет. Бодрый, представительный, с сумкой в правой руке. На Кринице последний раз я был лет 10 назад – и дорогу помнил эпизодически. Решил: вот – местный, он меня и доведет! Боже, как я об этом решении пожалел!
Местный представился Михаилом. Шел твердой походкой, был вооружен всеми возможными знаниями относительно Дачного поселка и его обитателей. Для тех, кто не знает, дачники обосновались между Могилевом и Полыковичской криницей. Впрочем, то, что я увидел, дачами назвать не поворачивается язык. Мы шли мимо дворцов, мимо замков, мимо ярмарки архитектурного тщеславия. Поверьте, я знаю, что такое цыганский кич, поскольку живу на Гребенево. Но! Благодаря Михаилу, теперь я уверен, что по сравнению с белорусским кичем, цыганский просто нелеп.
На подходе к Дачному поселку нас встретила огромная собака, с акульими зубами. Подошла, обнюхала, оскалилась или улыбнулась, я точно не знаю. Вскоре появилась ее хозяйка – дородная, высокая женщина с поводком в руках. На вопрос Михаила, почему собака без намордника, женщина ответила просто: «Хороших людей она не кусает!» Так и понял, я – хороший человек. Вошли в лес. Снега по колено. Говорю Михаилу: «Может, пойдем каким-нибудь другим путем?» «Не-не! – отвечает. – Сейчас все будет! Скоро уже!»
Мы петляли между поваленными деревьями, между оврагами и сугробами. Вот здесь все и началось! На каком-то отрезке нашего пути мы оказались в Альпах, в Кордильерах, на адском, покрытом льдом катке, ведущим вниз метров на 80. Не берусь предсказать, но любой, нырнувшей вниз, вполне мог оказаться на свидании с Всевышнем незамедлительно. Михаил перепрыгивал деревья, обходил кусты и сугробы, и при этом рассказывал про расширение НАТО на Восток, про Украину, про Казахстан… Я не то, что не мог ему отвечать, я не мог толком идти. Было такое ощущение, что вот, один шаг – и «до свидания». Но не это расстраивает больше всего: на те же самые «горы» совершенно спокойно взбирались пенсионерки с пятилитровыми сосудами с водой.
Наконец, мы дошли. Я два раза шлепнулся, один раз на пятой точке съехал с горки. Михаил смотрел на все это с нескрываемым удивлением. «Вот, ты (с увещеванием – авт.), городской! То же мне!» И это при том, что я – полная деревенщина. Всю жизнь прожил на Гребенево (чем не деревня?!). Обидно!
Криница встретила нарядом милиции. Поздоровался, пошел дальше. Само по себе место, где можно набрать воды, находится в низине, напротив небольшой каплички. Люди наполняли освященной водой в основном пластиковые бутылки – кто сколько мог. Михаил сказал, что пойдет занимать очередь. Я еще раз поблагодарил мужчину за Полыковичское сафари, вспомнил, как дрожали коленки на резких спусках, и неожиданно для себя обратил внимание на очередь. К кринице стояли сотни мужчин, женщин и детей. Я включил шагомер на планшете и прошел всю очередь от ее начала до конца. Знаете сколько? 330 метров. Невероятно! Михаил стоял почти, что на стоянке, метрах за 300 от криницы.
К сожалению, в купели желающих окунуться не нашлось. Стоящие в очереди, сказали, что все желающие окунулись ночью или ранним утром.
Обратный путь решил выбрать «лайтовый». Михаил говорил, что можно по асфальту, цивилизованно. Решил, выбрать «цивилизованно», пошел по асфальту. Улица Центральная, Полыковичи. Автомобилей столько, сколько их должно быть у Красной дорожки во время вручения премии «Оскар». Сотрудники ГАИ регулируют движение. Нескончаемый поток пешеходов. Очевидно, что количество людей у Криницы только прибавится.
Иду пешком в сторону города. Спросил у гаишников, где это самая сторона. Улыбнулись, ответили. Иду в гору, по скользкой заснеженной дороге. Машин много. И все едут на криницу. В начале подъема неожиданно остановился автомобиль. Молодой парень распахнул дверь: «Не подвезти?» «Буду признателен», – сказал ему я, а что еще оставалось? Разговорились. Оказывается, парень хотел окунуться в Полыковичах. Испугало большое количество людей. «Приеду на дачу, налью два тазика – обольюсь, сегодня вся вода целительная, освященная», – прокомментировал он.