Очень простой и открытой оказалась Роза Рымбаева – легенда советской эстрады. И если нынешним молодым людям ее имя почти неизвестно, то старшее поколение белорусов к творчеству казахской исполнительницы относится с уважением. Доказательством тому может служить тот факт, что на «Славянском базаре в Витебске» в 2017 году выступления Рымбаевой неизменно сопровождали аншлаги. Тогда же, пять лет назад, удалось с ней и пообщаться. В рамках нашего проекта «Вспомнить все» приводим это интервью в сокращенном виде.
«На косметике женщинам нельзя экономить»
– Роза Куанышевна, вы чудесно выглядите…
– Это гены. Спасибо маме и папе. Они оба прожили больше восьмидесяти лет, были стройными. Сейчас в медицине и косметологии много новых технологий, пластическая хирургия шагнула далеко вперед. Я этим сильно не увлекаюсь, все в меру. Считаю, что к переменам во внешности очень осторожно и продуманно надо подходить. Если что-то и делать – например, с лицом, то так, чтобы выглядело натурально. Словно твое, родное. А еще необходимо тщательно готовиться к любой встрече. Думаете, к вам я как собиралась? Меня гримировали и делали прическу с восьми утра! На косметике женщинам нельзя экономить. Кстати, о качестве белорусских кремов знают и в Казахстане, поэтому обязательно прогуляюсь по здешним магазинам.
«Фонограммный опыт все же был»
– Надеюсь, время найдется. Вы ведь на фестивале не только выступаете, но еще и оцениваете участников вокального конкурса. Как вам, кстати, нынешняя поющая молодежь?
– Могу сказать по поводу современных казахских исполнителей. Я в восторге от Димаша Кудайбергена. Должна была выступать вслед за ним и не знала, как после такого сопрано выходить на сцену. У него диапазон пять октав! Сюда, в Витебск, специально ради моего соотечественника прилетела делегация поклонников из Китая. Кто не в курсе, Димаш занял второе место в их конкурсе Singer - аналоге российского «Голоса». Талантливая смена подрастает… Что же касается репертуара, то в этом вопросе я консерватор. Молодежь пусть исполняет что считает нужным, а я меняться в угоду моде не собираюсь! Пою уже 43 года - и все это время не увлекалась ни джазом, ни роком, ни хип-хопом. У меня своя музыкальная стилистика. Люблю творчество советских и казахских композиторов. А еще выбираю песни, которые можно петь с оркестром и только вживую. Сквозь землю от стыда провалилась бы, если бы использовала фонограмму. Однажды на гастролях в России началась сильнейшая аллергия, заложило нос. И я представила как открываю рот под запись, а в перерывах другим, гундосым голосом разговариваю со зрителями. Это же смешно! Объяснила все людям и пела так, как могла. Хотя, признаюсь, фонограммный опыт все же был. В годы развала СССР нас заставляли так выступать. После концертов у меня начисто пропадал голос, потому что соревновалась со своей фонограммой, пыталась ее перекричать. Это кошмар! Я больше на такое не шла, ставила жесткие условия организаторам мероприятий.
«Есть тетя Роза, которая всегда поможет»
– О вас всегда с теплотой отзываются музыканты из «А-Студио», называют своей «творческой мамой». Расскажите, пожалуйста, о периоде сотрудничества с ними.
– Это действительно особенное время. До встречи со мной ребята никогда не работали в команде, не играли в оркестрах. Собрал состав группы «Арай», впоследствии ставшей «А-Студио», мой муж Таскын Окапов из разных вузов и музучилищ. Я же на ту пору училась в Театрально-художественном институте в Алма-Ате. Петь под такой замечательный аккомпанемент здорово! Между тем, парням были созданы все условия как отдельным инструменталистам: сочинялась музыка, шли какие-то личные репетиции. Так, на протяжении 10 лет, проходило наше параллельное становление, а потом пути-дорожки разошлись. В репертуаре до сих пор остались «араевские» композиции, не совсем мне свойственные по стилю, но от этого не менее любимые.
– Роза Куанышевна, ваши сыновья, насколько мне известно, тоже сочиняют музыку. Вам ее не предлагают?
– Что вы! У нас, как и с «А-Студио», так и с сыновьями, совершенно разные направления. Хоть они – и старший, и младший – получили классическое образование пианистов, пишут современные треки с использованием компьютеров. Мне такое не подходит. Уговаривала их поступать в консерваторию, но мальчишки пошли по моим стопам – выбрали актерский факультет академии искусств. Это их право. Воспитывала сыновей одна. Было очень тяжело, особенно учитывая, что я – гастролирующая певица. Даже на сцене из головы не выходили дети. Что они там сейчас делают? Поели ли? Поспали? Не плачут ли? Вот такая двойная жизнь. А сейчас мои мальчики – завидные женихи. В Казахстане у всех один вопрос: когда старший Али уже женится. И на ком. Ему как-никак 26 лет. Я сама в ожидании. В любом случае, за ребят спокойна. О них в нашей стране говорят и знают, что очень хорошо воспитаны. Как дома относились к маме, так будут вести себя и с любимыми женщинами… Племянники и племянницы – родные, двоюродные и внучатые, тоже мне как дети. Они понимают: есть тетя Роза, которая всегда поможет материально. В первую очередь, в получении образования. Дочка брата пять лет отучилась в Шанхае, сейчас продолжает учиться в Америке. Родители очень скромные люди на зарплате, поэтому я и дальше, сколько будет сил, планирую и ее, и других родственников поддерживать.
«Может вы меня еще и увидите в каком-нибудь фильме»
– Для это надо много гастролировать.
– В Беларуси выступаю крайне редко. В основном, в Казахстане. В России тоже концерты даю. Недавно отработали вечер с Ренатом Ибрагимовым, до этого – с вашим Сережей Волчковым в честь его юбилея. С Пенкиным в дуэте пела. Я с удовольствием откликаюсь на интересные предложения из соседних стран, но их, к сожалению, не так много. Самые же запоминающиеся гастроли в моей жизни прошли еще в советское время на Кубе. Там был организован конкурс на исполнение композиций на испанском языке. Участвовало 16 стран. По результатам зрительского голосования Гран-при завоевала я, после чего дважды по сорок дней колесила по Кубе с местным оркестром. За это время даже стала думать и говорить по-испански.
– А сегодня когда не выступаете, чем занимаетесь?
– Преподаю актерское мастерство в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. Мои ученики играют в драматических театрах, ведут передачи на телевидении, снимаются в сериалах и фильмах.
– А сами никогда не думали сыграть в кино?
– Мой поезд уже ушел. Надо начинать сниматься, когда тебе двадцать или тридцать лет. С другой стороны, могу сыграть чью-нибудь бабушку! Это пожалуйста. А еще характерного персонажа. Не зря же мой водитель, глядя на меня, как-то сделал «комплимент»: «Вы же из «Служебного романа» Людмила Прокофьевна!» Поэтому кто знает, может вы меня еще и увидите в каком-нибудь фильме…