Однажды в Могилеве. «Иначе строем по Первомайской мы бы не прошли»

2174
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора и могилевских«семидесятников»
И вот мы с вами снова на могилевской танцплощадке 1970-х. Где именно? «Here, There And Everywhere», – «Здесь, там и повсюду», – как пели когда-то легендарные «Битлз».
Джон Леннон в Могилеве на «Полгоры». Конечно, это фантазия. Но это фантазия не только одного автора…
Джон Леннон в Могилеве на «Полгоры». Конечно, это фантазия. Но это фантазия не только одного автора…

Праздник, который всегда с тобой

Я неспроста вспомнил ливерпульскую четверку, ведь завтра, в воскресенье, 16 января – Всемирный день «Битлз». Естественно, тогда, в эпоху строительства коммунизма, о подобном празднике и думать-то было наивно. Но некое подобие праздника наступало тогда, когда музыканты на танцах исполняли что-либо из репертуара «битлов». Такое случалось и в парке Горького, и на Шмидта, и на Куйбышева, в тресте, в ГДК, в «машинке», в пединституте, в «Дунькином клубе», на Кирова, в ДК ЖД… Кажется, перечислил все самые популярные танцевальные точки города.

«Битлз» в Могилеве на «Площади звезд». Конечно, это фантазия. Но это фантазия не только одного автора…
«Битлз» в Могилеве на «Площади звезд». Конечно, это фантазия. Но это фантазия не только одного автора…

К слову, парадоксальное явление – в тогдашнем Могилеве музыка «Битлз» почему-то всегда уступала произведениям группы «Creedence Clearwater Revival», или попросту «Криденсам». Не знаю, в чем причина, но голос Джона Фогерти пыталось пародировать гораздо большее число тогдашних рок-н-рольщиков. «Битломаны» им явно уступали.

«В нашем репертуаре, – вспоминает Валерий Катков, – была битловская песня «Something», ее пел я, «O, Darling!» пел Рафик. Также мы исполняли сольные композиции Маккартни времен его группы «Wings»: «Band On The Run», « Mrs. Vanderbilt» (это где «Хоп, хей, хоп!» – авт.).

Если запели «Катки», 
Всем – танцевать, братки!
Если запели «Катки», Всем – танцевать, братки!

К словам Валерия добавлю лично свои воспоминания о впечатляющем соло на саксофоне Иосифа Михалевича в песне « Mrs. Vanderbilt», после которого он потом секунд 20 заразительно смеялся в микрофон. Такая свободная голосовая импровизация очень нравилась танцующим, большинство из которых многоголосым рефреном отзывалось во всю силу своих легких: «Хоп, хей, хоп!». Естественно, хореография большинства находившихся на танцевальном помосте людей в этот момент была необыкновенно разнообразной и впечатляющей.

Даже, извините, ортопедически несовершенные участники выделывали такие «пируэты», что сам Джон Траволта мог бы позавидовать. Столь истовые совместные движения души и тела, казалось, включали в общий танец даже ни о чем не догадывающихся жителей близлежащих к парку районов – от Менжинки до Заднепровья.

Никогда не забуду одного большого поклонника танцплощадок и не совсем знакомого с английским языком чувачка, который песню «Band On The Run» именовал не иначе, как «Бэн Дон Зуран». Этакий более чем свободный перевод на русский язык, вроде как имя какого-то супермена – и произносить легче, и запоминается лучше.

Леня Дюс за работой над портретом Пола Маккартни. Фото Василя Титова,1970-е
Леня Дюс за работой над портретом Пола Маккартни. Фото Василя Титова,1970-е

«Битлы», к счастью, существовали у нас в те годы не только в виде музыкальных каверов, но и в качестве героев литературных, живописных произведениях. Достаточно вспомнить, к примеру, Леню Дюса, всегда очень тихого, спокойного, уравновешенного, безумно влюбленного в «Битлз» молодого человека. Никогда не забуду его стоические усилия, направленные на живописное творчество. Леня очень хотел написать четыре отдельных битловских портрета. Больших, чтобы можно было пройтись с ними на демонстрации. Занятие, как вы понимаете, по тем временам утопическое, но с другой точки зрения – благородное.

Увы, задуманному так и не суждено было осуществиться. В самом начале девяностых годов Леню нашли в одном из подъездов дома неподалеку от областной библиотеки. Голова его была пробита, он не дышал. Из написанных им портретов друзья смогли отыскать только Пола Маккартни.

Примерно такой видел Леня Дюс ситуацию с битловскими портретами. И не только он один видел...
Примерно такой видел Леня Дюс ситуацию с битловскими портретами. И не только он один видел...

Кстати, автор призывает читателей поделиться своими воспоминаниями, а, может быть, и какими-то артефактами, фотографиями, связанными с темой «Битлз» в Могилеве». Редакция гарантирует возврат всего присланного, а также не исключает возможности наградить наиболее успешных участников нашего стихийного конкурса сувенирами.

Однако, вернемся к нашим музыкантам, все-таки их усилия в этом направлении были куда заметнее, чем у остальных «семидесятников».

«Романтики» выступают в Печерском лесопарке. Начало 1980-х
«Романтики» выступают в Печерском лесопарке. Начало 1980-х

Молодость тем и хороша…

«Мы тоже не могли оставить «битлов» без внимания, – делится своими воспоминаниями лидер могилевских «Романтиков» Александр Шабалин, с которым автор этого текста разговаривал несколько дней назад. – Исполняли «Come Together», « A Hard Days Night», «Mrs. Vanderbilt». Все это тогда было в кайф. И не важно, в каком месте сцены ты стоял, кто пел, а кто только играл. Конечно, некоторые шероховатости в отношениях были. Например, у нас Рафик Гольдман отличался непростым характером. Он был человек с юмором, компанейский, веселый, но если вдруг настроения у него не было, то ходит хмурый. И все остальные, глядя на него, тускнели. Приходилось прикладывать немало усилий для восстановления микроклимата в коллективе. Иначе ведь строем по Первомайской мы бы не прошли!».

Пусть читателей не смущают некоторые репертуарные и «кадровые» совпадения «Катков», «Романтиков» и других ансамблей того времени. Ведь многие музыканты (тот же Гольдман, Михалевич, Бедулин) успели поучаствовать и в тех, и в других, и в третьих командах. Молодость тем и хороша, что человеку достаточно совсем немного времени для изменения своих координат в пространстве – бац, и ты уже участник другой группы, едешь, к примеру, в гастрольный тур по городам Союза от какой-то ранее неизвестной филармонии.

Драк по этому поводу, как правило, не возникало. Дрались обычно из-за переизбытка адреналина и тестостерона. Особенное удовольствие бойцы получали, устраивая «махач» на танцах. Но об этом – в нашей следующей публикации.

Дубровенке тоже иногда снились волшебные сны. Середина 1970-х. Коллаж автора
Дубровенке тоже иногда снились волшебные сны. Середина 1970-х. Коллаж автора
Дубровенке тоже иногда снились волшебные сны. Середина 1970-х. Коллаж автора
Дубровенке тоже иногда снились волшебные сны. Середина 1970-х. Коллаж автора

Читайте также: