Имели особую еврейскую кухню и были на все руки мастера: 5 фактов о том, как более века назад жили евреи в Климовичах. Ч.1

1599
Ольга МАКСИМОВА. Фото из сборника материалов об истории евреев Климович и из интернет-источников
Недавно мы писали о проекте Могилевской еврейской общины «Помнить нельзя забыть», который проходит в Климовичах, Костюковичах и Быхове при информационной поддержке «Память. Ответственность. Будущее». Важная составляющая этого самого проекта – создание совместно с краеведческими музеями сборников материалов о местной еврейской истории. Один такой сборник – о Климовичах – уже готов. Вместе с коллективами музеев могилевчане Ида Шендерович и Александр Литин проделали прямо-таки фундаментальную работу по поиску и сбору уже опубликованных документов и воспоминаний, а зачастую и эксклюзивной информации.

Судя по отзывам наших читателей, история климовичских евреев вызывает неподдельный интерес. Опубликовать целиком здесь сборник с материалами мы не в силах (кто хочет, может перейти на оригинал по этой ссылке). А вот полистать и выбрать, на наш взгляд, 10 самых интересных и запоминающихся фактов/отрывков – милое дело. Или, правильнее будет сказать, - таки кошерная затея. Часть из них публикуем сегодня, часть – завтра.

Факт первый. Климовичи некогда был наполовину еврейским городом

Если вы до сих пор считаете, что в Могилевской области только Бобруйск можно назвать еврейским городом, вы, конечно, не шлимазл, но сильно-сильно заблуждаетесь. Как так получилось? Да все города и местечки нашего края с 1791 года входили в так называемую «черту оседлости», и уже через столетие еврейское население составляло в них от 30 до практически 100 %. В Климовичах – в том числе. Доказательства? Пожалуйста.

Все цифры взяты из сборника материалов об истории евреев Климович
Все цифры взяты из сборника материалов об истории евреев Климович

Читаем в буклете энциклопедические сведения: «В 1895 г. в городе уже свыше 5 тысяч жителей, в том числе половина евреев, две православные церкви, три еврейских молитвенных школы (синагоги) и ремесленное училище». И далее: «В 1913 г. евреям принадлежали единственная аптека, оба склада аптечных товаров, обе булочные, все 9 гостиниц и 70 лавок (в т.ч. 45 бакалейных, единственная книжная). Также купцами в Климовичах в XIX – начале XX вв. были исключительно евреи».

С другой стороны, а где ж было жить бедным иудеям? Им запрещали селиться в сельской местности и, за редкими исключениями, жить за пределами «черты». Купцы были одним из таких исключений.

Факт второй. Климовичские евреи столетие назад были на все руки мастера

Портных в тех старых Климовичах, наверное, тоже хватало... Юдель Пэн, картина «Портной», 1926 г.
Портных в тех старых Климовичах, наверное, тоже хватало... Юдель Пэн, картина «Портной», 1926 г.

Евреи в довоенных Климовичах, похоже, умели делать абсолютно все. Профессор, кандидат физико-математических наук Шмуэль Рывкин, чьи предки - тоже климовчане, вспоминал о своих земляках:

Шмуэль Рывкин. Фото из сборника материалов об истории евреев Климович
Шмуэль Рывкин. Фото из сборника материалов об истории евреев Климович

-Были среди них мясники и сапожники, портные и извозчики, торговцы и кожевники. Кузнецы же были почти исключительно евреи; когда русские спрашивали их, откуда они такие здоровые, им отвечали: «Оттого, что едим кошерное». Работали евреи также на двух городских заводах - спиртовом и силикатном. Появилась возможность заняться и сельским хозяйством: на окраине города находился поселок Михалин, состоявший из двух частей - спиртзавода и сельскохозяйственной артели «Энергия». Эту артель образовали 50 еврейских семей…

Факт третий. Местные евреи и белорусы сосуществовали в мире и согласии

Евгений Шифрин. Фото из сборника материалов об истории евреев Климович
Евгений Шифрин. Фото из сборника материалов об истории евреев Климович

Они общались, торговали, работали, ходили друг к другу в гости, делились житейским опытом. Молились отдельно – это так. Ну и подшучивали друг над другом – куда ж без этого... «Жили очень дружно. Белорусы стремились выучить идиш. Были не раз и такие казусы, что ребятам, которые спрашивали как по-еврейски «здравствуйте», говорили какое-нибудь непотребное слово. Приходит такой ребенок в дом и вместо приветствия скажет такое, что все за головы хватались. Правда, потом вместе смеялись, а того, кто обманул белорусского приятеля, очень ругали», - делился известный в Климовичах учитель, директор школы, ветеран войны Евгений Шифрин, родившийся в 1924 году в поселке Михалин на окраине города (тогда это была еврейская сельскохозяйственная артель «Михалин»).

Факт четвертый. Евреи Климович имели свою особую еврейскую кухню

Рохл-Лея Шифрина –мать Евгения Шифрина, которая прекрасно готовила еврейские блюда. Фото 1910 г.,  взято из сборника материалов об истории евреев Климович
Рохл-Лея Шифрина –мать Евгения Шифрина, которая прекрасно готовила еврейские блюда. Фото 1910 г., взято из сборника материалов об истории евреев Климович

Евгений Шифрин вспоминал, что было на столе у климовчан в его довоенном детстве: «Моим любимым блюдом были драники. Ели много каш, блюд из картофеля…». Вся его семья работала в успешном еврейском колхозе, потому в отличии от климовчан в конце 20-х-начале 30-х гг., Шифрины не голодали. Особенно вкусная и сытная еда готовилась на праздники. «Обязательно по субботам было мясо. Мама пекла халу. По праздникам делала кугл и другие еврейские блюда…».

Хала - это сдобная белая булка на шаббат, кугл - запеканка из самодельной вермишели. А к одному из главных еврейских праздников Песаху пекли традиционную мацу - пресную тонкую лепешку из муки и воды.

В воспоминаниях еще одной уроженки Климович Елизаветы Киевской есть очень аппетитное описание:

Юдель Пэн, картина «Еврей-пекарь», 1921 г.
Юдель Пэн, картина «Еврей-пекарь», 1921 г.

- Приготовление мацы становилось праздником, с самого утра мужчины готовили большие столы, на которых затем катали мацу и специальным катанком делали дырочки. Мы, дети, как завороженные, смотрели, как быстро и ловко женщины в красивых косынках и фартуках с песнями, шутками и улыбками раскатывали мацу, затем мужчины уносили листы на специальный металлический стол у печки, прокалывали их, закладывали в печь, через 2-3 минуты переворачивали и еще через несколько минут вынимали готовую мацу и складывали на белоснежные простыни. Потом в течение нескольких недель маца хранилась на антресолях – два-три столбика по 20-30 листов в каждом укутанные белыми скатертями. Вкус такой мацы незабываем: тонкая, почти прозрачная, хрустящая. Детям на завтрак давали стакан молока и кусок мацы. Мы крошили мацу в молоко и ели ее ложечкой…

Факт пятый. Некоторые современные европейские раввины - потомки хасидов из Климович. И очень гордятся этим!

Муся Левин, которая не очень-то любила Климовичи. Израиль. Фото 1960-х гг, взято из сборника материалов об истории евреев Климович
Муся Левин, которая не очень-то любила Климовичи. Израиль. Фото 1960-х гг, взято из сборника материалов об истории евреев Климович

Могилевский раввин Менахем-Мендел Альперович рассказал, что его бабушка-климовчанка Муся Левин, сумевшая эмигрировать вместе с семьей в первые послевоенные годы не очень-то любила Климовичи и говорила, что «… это была «дыра» и в смысле культурном, и в смысле религиозном, и в смысле материальном…».

А вот ее двоюродный брат Мордхе Ривкин, который тоже родился в Климовичах, был не так однозначен. По его словам, отношение к тому факту, что человек родился в Климовичах, в кругу иудеев-хасидов могло быть диаметрально противоположным. «Что можно сказать о человеке, что он а хохем (идиш: умный), а шейнер (идиш: красивый), а цадик (идиш: праведный), а ламден (идиш: ученый), а после всего это можно добавить он а Климэвич (из Климович)». То есть, «а-климэвич» – это уже будет самая высшая похвала!» Ну или наоборот: «Когда это (выражение) услышал брат моей мамы, он сказал, что выражение можно трактовать и совсем по-другому: можно о человеке сказать, что он «а хохем», «а шейнер», «а цадик», но есть одна проблема – он «а Климэвич».

У раввина Санкт-Петербурга Менахема-Мендла Певзнера предки тоже из Климович. Фото: httpsembedy.ru
У раввина Санкт-Петербурга Менахема-Мендла Певзнера предки тоже из Климович. Фото: httpsembedy.ru

Кстати, некоторые потомки климовичских евреев - известные раввины на постсоветском пространстве и в Европе: рав Менахем-Мендл Певзнер - в Санкт-Петербурге, рав Азимов - во Франции, рав Шмуэль Коменецкий - в Днепре, раввин Леви Каменецкий (внук Ривкиных из Климович) – в Томске…

Другие пять любопытных фактов об истории климовичских евреев – читайте на нашем сайте завтра. Продолжение следует…