Из алмазов – в бриллианты
Впрочем, среди учеников Александра Лущенкова лауреатов всевозможных музыкальных состязаний – бессчетное количество. Такое чувство, что к этому педагогу попадают сплошь бриллианты. По факту же дело обстоит иначе: поступают в колледж, бесспорно, ребята одаренные, но совершенно разного уровня подготовки. Педагог же проводит огранку алмазов – и пожалуйста, имена его выпускников-музыкантов звучат как в стране, так и за ее пределами.
- Арам Бекназарян – ведущий мастер сцены нашего симфонического оркестра в Минске. Многие ребята в оперном театре играют. Некоторые преподают: Илья Степанов, например, в музколледже им. Глинки. Дмитрий Сырец в Литве в государственном оркестре работает, - перечисляет некоторых своих воспитанников Александр Владимирович.
- Выходит, у вас на ударных в основном парни учатся?
- Как правило, да. Но девочки тоже занимаются. Вот Даша Акулич была, лауреат многих конкурсов и в России, и в Кишиневе первую премию завоевала… Перевелась в Санкт-Петербург. Но я за нее и за других своих детей очень рад. Что, не глядя на не самую денежную сферу, творчество не бросают, что ударные инструменты популяризируют, что признание получают! Мне приятно, что я вложил свою лепту в каждого из них. Наконец-то дождался того момента, когда мои ученики учатся у моих учеников! Состоявшиеся музыканты, бывает, приезжают сюда, в колледж, дают мастер-классы для молодежи. Со всеми с ними стараюсь поддерживать связь.
Труд творит чудеса
- Между тем, даже ваши начинающие Данила Гришукевич и Кирилл Сушко продемонстрировали потрясающие результаты. При том, на уровне Европы (об этом = читайте здесь).
- Данила и Кирилл только делают первые шаги. Но им нравится – это очень важно. Я вообще считаю, что для настоящего музыканта играют роль три фактора: трудолюбие, желание и талант. Но главное все же труд, он творит чудеса. Приходят сюда дети разного уровня, но к 3 курсу почти все выравниваются. Вот сейчас каникулы - мои продолжат здесь заниматься. Дома-то, учитывая нашу специфику, не сильно получается репетировать.
И действительно. Чего стоит одна маримба! Это такой ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона, весит который более ста килограммов и заполняет собой чуть ли не весь кабинет. В стандартной квартире ему явно было бы тесно.
- А как все-таки ударники готовятся к зачетам-экзаменам в домашних условиях?
- Кто как из положения выходит. Один дома на ксилофоне деревянном играет, кто-то на подоконнике отрабатывает технику. Бывает, что и критикую. Если не выучил текст, лучше не приходи. Они это знают. Посещаем все мастер-классы, недавно великолепный музыкант Дмитрий Нилов приезжал в Минск – мы, конечно же, присутствовали. Много вопросов ребята задавали. Люди рассказывают, делятся опытом. Исключительно в своем котле вариться ни в коем случае нельзя – это еще один из принципов моего преподавания.
От судьбы не уйдешь
- Вижу, Александр Владимирович, что эти самые принципы преподавания очень даже действуют на ваших учеников. Не часто бывает, что педагог имеет такой авторитет...
- Скажу откровенно, я никогда не думал, что стану преподавателем. Но от судьбы не уйдешь… Родился в Толочине Витебской области – самом красивом городе на свете. Начинал в вокально-инструментальном ансамбле, играл на ударной установке. А потом понеслось: Херсонская филармония, музучилище в Могилеве, Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории. С 1988 года попал по распределению в Могилевскую детскую школу искусств №4, спустя десять лет меня пригласили сюда – в колледж, где я тружусь по сей день (с 1.07.2021 г. Могилевский государственный музыкальный колледж им.Н.А. Римского-Корсакова реорганизован в Могилевский государственный колледж искусств - авт.)
- Как домашние реагируют на то, что часто пропадаете на работе?
- Привыкли. К тому же знают, что работа у меня любимая. Каждый директор внес свою лепту в наше учебное заведение. Посмотрите, какие прекрасные ударные инструменты сейчас есть! Администрация колледжа всегда поддерживает и помогает в любых инициативах – взять, скажем, те же недавние конкурсы в Европе. Огромную благодарность хочу выразить и концертмейстеру Светлане Ивановне Билейчик, которая не считается со временем и репетирует с нами допоздна. Без нее не было бы всех этих дипломов. Здесь – коллектив единомышленников. Я говорю не только о взрослых, но и о детях. В мире музыке случайные люди не задерживаются…