Прокомментировать слова читателя мы попросили заведующую психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы Ирину Барановскую.
Страсть к игре сильнее разума?
– Все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд, – считает психолог. – Конечно, если человек иногда поиграет на автоматах или вечерком посидит час у компьютера, сражаясь с виртуальными врагами, то ничего страшного в этом нет. Но ведь бывает и иначе.
Как-то раз пришла на прием женщина, посоветоваться: у сына пропал аппетит и сон, он постоянно в подавленном состоянии, часто говорит о том, что не хочет жить. Стали разбираться более детально в причинах и выяснилось, что молодой человек, несколько месяцев назад женился и когда супруга уехала в другой город сдавать сессию, он проиграл в автоматы почти 15 тысяч долларов – все деньги, которые были подарены им на свадьбу и сбережения жены, положенные в общую «копилку». Эти деньги молодые хотели использовать на покупку собственного жилья. А теперь ни денег, ни квартиры…
Это тот самый случай, когда желание «просто поиграть» стало патологической зависимостью, такой же, по сути, болезнью, как и алкоголизм, токсикомания или наркомания. Человек вроде бы и понимает умом, что его «занесло», но сделать с этим ничего не может – страсть к игре оказывается сильнее голоса разума. И компьютерные игры в этом случае не исключение (это для тех, кто тут же скажет: «Ну я же не хожу на автоматы и в казино»). Зависимость формируется точно так же: человек едва не сутками просиживает перед монитором, тратит на онлайн-покупки игровых бонусов все больше и больше денег, теряет интерес ко всему, что находится за пределами виртуального мира.
Особенно опасно это в подростковом возрасте, когда психика человека еще полностью не сформирована. Не случайно же в Китае, например, где молодежь очень плотно «подсела» на онлайн-игры, детей и подростков законодательно ограничили в игровом времени: один час в день три раза в неделю и ни минутой больше!
А с 1 января 2022 года зависимость от видеоигр официально признана заболеванием и включена в Международную классификацию болезней, составляемую ВОЗ.
Кто в группе риска?
Примерно 10 до 14% людей, играющих в различные игры (в том числе и компьютерные), становятся зависимыми от них. В основном, по статистике, это мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет. Почти в половине случаев игромания сочетается с алкоголизмом. Нередко человек понимает, что «доигрался» – потерял работу, семью, друзей, – но, поскольку остановиться уже не может, ищет выход либо в суициде, либо идет воровать, чтобы раздобыть деньги на игру.
Кто в группе риска? Ну во-первых, как я уже упоминала, подростки для которых игра может стать своего рода возможностью самоутверждения среди сверстников: «Ты еще только 20 уровень прошел? А я уже – 85!». Родители, как правило, спохватываются поздно, они до последнего уверены «лучше пусть за компьютером сидит, чем по улице шататься». А потом начинаются проблемы с учебой, из дома вещи пропадают…
Во-вторых, в «сети» игры зачастую попадают люди, у которых что-то не ладится в жизни, происходит какой-то перелом в судьбе. А игра позволяет расслабиться, отвлечься от неприятных мыслей и неразрешимых вопросов, в виртуальном мире человеку существовать гораздо комфортнее и приятнее. И он просто не замечает, как втягивает: проблемы, вроде бы, разрешились, можно продолжать жить нормальной жизнью, а ему и неинтересно, и хлопотно в нее возвращаться. Адреналина там нет такого, азарта… Денег, правда, все больше и больше нужно, в семье конфликты, на работе на него начинают косо смотреть, но это уже кажется такой мелочью. Главное – игра!
А если при этом у человека есть трудности в общении, он не уверен в себе, у него низкая самооценка, то игра еще и возможность самоутвердиться, выстроить свой отдельный, уютный мирок. Отсюда до окончательной зависимости – один шаг и человек просто не замечает, когда его делает. Как не замечает этого наркоман или алкоголик…
Как отличить безобидное увлечение от болезни?
Основным признаком заболевания является постоянное участие в различных играх. Если поначалу человеку важны какие-то достижения: еще один пройденный уровень, выигрыш в автоматах той или иной суммы, то потом главным остается сам процесс. Он играет все чаще и дольше, все больше проигрывает или тратит на игру, перестает интересоваться окружающим миром, по сути идет процесс полной деградации личности. Игроман может не спать и не есть сутками и не замечать этого, как не замечать того, что от него ушла жена, уволили с работы… Все сосредоточено только на игре и на том, как раздобыть деньги для ее продолжения. А если этого не удается, человек может попытаться уйти из жизни. И не потому, что осознал вдруг, в какую ловушку попал, – просто без возможности играть он в жизни смысла не видит!
Игромания лечится?
Самостоятельно с этой проблемой справиться практически невозможно. Отбирать компьютер или запирать человека дома, а надежде, что «посидит, поймет и одумается» тоже бесполезно. Он будет лгать, изворачиваться, со всем соглашаться, и… снова возвращаться к игре.
Это тот случай, когда обязательно нужна помощь специалиста, желательно психотерапевта, который поможет человеку выйти из «игрового гипноза», изменить свое отношение к играм, разобраться в собственной жизни. Процесс достаточно длительный и индивидуальный для каждого конкретного пациента, – готовых рецептов здесь нет.