Многие жители области Наталью Леонидовну знают. Правда, косвенно – по ее работам. Ведь она зачастую «ставит» самые знаковые мероприятия в Приднепровском крае – от «Дожинок» до масштабных концертов. О совсем неженской профессии и о том, как к ней пришла, как нашла свое призвание в жизни, Наталья Моисеева рассказала нашему корреспонденту.
«Стараюсь прежде всего думать о людях»
– Говорят, я жесткий режиссер. Не знаю, не мне судить. Да, иду на результат. Но стараюсь прежде всего думать о людях, чтобы им было максимально комфортно во время репетиций. Чтобы никто никого не задерживал, не сбивался график. Ведь работать зачастую приходится одновременно с огромным количеством артистов. На Могилевщине удивительно мощная творческая команда! Это в том числе и любители. Они не получают за свой труд ни копейки, отпрашиваются с основных рабочих мест… А выкладываются так, что зрители не хотят уходить из зала! Потрясающая самоотдача.
О том, что помогает создавать постановки
– Есть у нас такое понятие как «сверхзадача». Оно, на мой взгляд, крайне спорное. Но при выполнении на сцене вот этой так называемой «сверхзадачи» очень выручает обращение к близким людям. Предположим, делали юбилей «Могилевхимволокно». А моя бабушка стояла у истоков предприятия, видела его зарождение. Она работала в отделе кадров и через голое поле носила в сумочке первые трудовые книжки. Зная все это, организация мероприятия была для меня личной. Про посвящение масштабных концертов победе в Великой Отечественной войне даже не говорю… Нет, наверное, белорусов, которых бы эта тема так или иначе не затрагивала. Копаешь глубоко, пропускаешь через себя – и событие, которое готовишь, перестает быть рядовым.
Как пришла в профессию
– Убеждена, что режиссер – мужская профессия. Женщины, которые ей занимаются, кладут на трудовой алтарь личную жизнь. Я, например, в отпуске по уходу за ребенком побыла лишь несколько месяцев. Надо было работать на республиканских «Дожинках» в Шклове. С другой стороны, понимаю, что режиссура - моя судьба.
Наталья Леонидовна было попыталась эту свою судьбу изменить – почти закончила юрфак в Могилевском филиале БИПа, а до этого получила педагогическое образование в институте имени Аркадия Кулешова и даже успела поработать воспитателем в детском саду, но…
– Мамина подруга известный в области режиссер Зинаида Билык совершенно случайно пригласила меня на роль «Шчодрай» в празднике «Каляды». С этого первого выхода на сцену во взрослой жизни – а мне тогда было уже за двадцать, и пошло-поехало.
Наша героиня начала вести различные мероприятия. Затем появились культорганизаторские функции, сценарная деятельность. Создала в Центре внешкольной работы (известен могилевчанам как Дворец пионеров – авт.) любимый многими театр игр и юных ведущих «Бим-бом». При всем при этом, полностью связывать свою жизнь с режиссурой и мысли не было.
– Отец, помню, тогда удивлялся: «Ты что, после творчества собираешься надеть налокотники и заниматься скучной рутиной?» Постоянно снилась любимая бабушка, которой уже не было в живых, и, подобно отцу, советовала отбросить в сторону все сомненья. В итоге, я так и поступила. Стала заниматься тем, что, надо полагать, мне предначертано. Окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности «Режиссура обрядов и праздников», обрела несколько иное осмысление профессии.
Почему все-таки Наталья Моисеева так упорно не хотела идти в режиссеры?
– Все очень просто – насмотрелась на это в детстве. Моя мама всю жизнь проработала в сфере культуры. Поэтому я видела всю изнанку профессии. Допустим, Дед Мороз для меня не существовал, ведь мама вела новогодние утренники. Часто приходилось бывать и на городских концертах. Помню, как однажды на празднике песни в Печерске даже вручала маэстро Ровде дирижерскую палочку. В общем, вела обычную жизнь закулисного ребенка.
К материнской помощи, кстати, Наталья Моисеева, уже став режиссером, принципиально старалась не прибегать. Ольга Федоровна Моисеева, по мнению дочки, - сильнейший из самых сильных сценаристов; не зря в свое время одержала победу на Всесоюзном конкурсе культорганизаторов. Однако героиня материала всегда все сценарии придумывала самостоятельно и с нуля. Поэтому, собственно, ярлык «маменькиной дочурки», как это зачастую бывает с младшими представителями прославленных династий, к ней не приклеился.
«Чем старше становлюсь, тем больше к себе предъявляю претензий»
– Сегодня много экспериментирую. Благо, есть такая возможность. Во Дворце культуры области, где работаю последние два года, сильная творческая команда во главе с директором Ириной Ивановной Жарковской. Здесь отличные коллективы и профессиональная режиссерско-постановочная группа. Тем не менее, чем старше становлюсь, тем больше к себе предъявляю претензий. Эйфории от каких-то там удачных проектов нет. Повторюсь, удовольствие получаю от работы с нашими бесконечно одаренными людьми, а еще, когда понимаю, что зрителям увиденное по-настоящему нравится. Значит, они, придя на мероприятие, не зря потратили время…