Комментирует Наталья Козлова, педагог-психолог средней школы № 19 Могилева.
«Словесная травля – явление далеко не безопасное»
− Вербальный буллинг (те самые «дразнилки») в школе – явление нередкое. Но несмотря на это относиться к подобным случаям нужно внимательно, поскольку школьная травля далеко не безопасна и способна привести к серьезным конфликтам.
В моей практике тоже был случай, когда ребенка, у которого имелись проблемы со зрением, начали дразнить «очкариком». Мальчишка был не из тихонь и в ответ тоже стал обзывать обидчиков, в том числе, и очень грубыми словами. В результате в классе начали постоянно возникать локальные конфликты, дошло до того, что ребенок, чтобы доказать свое превосходство над обидчиками, пустил в ход кулаки. Потом мальчик и вовсе под разными предлогами (болит живот, голова, тошнит и т.д.) начал регулярно отказываться посещать школу.
В результате ситуация обострилась до такой степени, что классный руководитель и родители уже не смогли справиться с ней самостоятельно и вынуждены были подключить школьную социально-педагогическую и психологическую службу. Положительные результаты не заставили себя долго ждать.
«Не ждать, пока ситуация накалится»
А ведь если бы родители и учителя, не дожидаясь, пока ситуация окончательно накалится, помогли ребенку примириться с особенностями его внешности и научили правильно реагировать на дразнилки, конфликта, и тем более драк, можно было бы избежать. Например, в этом конкретном случае родители могли бы дать ребенку возможность самому выбрать себе оправу для очков, а учитель мог бы в присутствии других детей (как бы случайно) заметить: «Какая у тебя оправа красивая, она тебе так идет! И такой солидный стал, взрослый!» Нередко подобная фраза способна, если не поднять самооценку ребенка, то хотя бы примирить его с особенностями своей внешности, чего не всегда можно добиться долго и усердно ведя беседы на эту тему.
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребенок, вне зависимости от благополучия семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей, ведь в детском коллективе, где подобное поведение становится нормой, в роли «жертвы» может оказаться любой ребенок.
«Обращайте внимание на изменения в поведении ребенка»
Конечно, далеко не всегда дети рассказывают о том, что их дразнят, и переживают это в одиночку. Поэтому нужно непременно обращать внимание на любое изменение в поведении ребенка. Это могут быть как нежелание идти в школу и резко снизившаяся успеваемость, так и нервные тики, энурез, беспокойство, тревожность, нарушения сна, длительное подавленное состояние, участившиеся простуды и другие заболевания, склонность к уединению, нежелание общаться, проблемы с аппетитом, излишняя уступчивость и осторожность и др.
Постарайтесь осторожно разговорить ребенка, понять причину столь болезненного дискомфорта. Родители должны своевременно сообщать о школьных проблемах учителю, психологу, чтобы проблем у ребенка не накопилось еще больше. Причем, делать это нужно очень аккуратно, спокойно.
Но, как правило, когда вашего сына или дочь обижают одноклассники, первая реакция − идти и разбираться с обидчиком самим. Вот этого делать ни в коем случае не стоит, потому как высока вероятность, что после таких родительских «разборок» к ребенку приклеится еще одна дразнилка: «стукач» или «ябеда». Причем, надолго.
Задача родителей − не игнорировать и не обесценивать случившееся, и тем более не советовать давать сдачи и обзываться в ответ. А услышать ребенка, его чувства, сказать, что вы понимаете, как ему обидно и неприятно. И оказать максимальную поддержку, например, помогая «снивелировать» причины насмешек. Если это из-за очков, то подобрать красивую, правильную оправу. Если из-за лишнего веса – перестать откармливать ребенка сладостями в неограниченном количестве. Дразнят из-за одежды – постараться подбирать ее более внимательно, с учетом предпочтений, которые в настоящее время есть в детской среде, а не ваших вкусов. И не забывать самим принимать своего ребенка таким, какой он есть. Ведь именно в семье закладывается понятие самооценки и самоидентичности.