Высоцкий приезжал в Бобруйск во время съемок фильма «Я родом из детства» и гостил в Могилеве: интересные факты

1788
Евгений БУЛОВА. Фото автора и из архива автора
В День белорусского кино вспоминаем некоторые детали концерта легендарного барда Владимира Высоцкого в Могилеве и съемок фильма Виктора Турова «Я родом из детства».

В День белорусского кино, 17 декабря, в Могилеве начнется показ наших лучших кинофильмов, который продлится до 23 декабря. Могилевчане и гости города смогут увидеть «Дикую охоту короля Стаха», «Белые росы», «Расписание на послезавтра», «Люди на болоте», «В личное пространство вход воспрещен», «ТУМ-ПАБИ-ДУМ», «Жила-была Елочка. Загадка любимой песни», «Киндер-Вилейское приведение», сборник мультфильмов «Истории перед Новым годом». Пройдут тематические мероприятия «Белорусский кинематограф», «Беларусьфильм – детям», «Чтобы сердце и душа были молодыми».

К слову, не так давно, в октябре, в нашем областном центре проходила традиционная кинонеделя «Туровская осень», приурочено к 85-летию со дня рождения выдающегося белорусского кинорежиссера и сценариста Виктора Турова. Именно на одном из фильмов классика мы хотим сфокусироваться сегодня.

Про фильм «Я родом из детства» и режиссера

«Я родом из детства» — советский художественный фильм, снятый режиссером Виктором Туровым по сценарию Геннадия Шпаликова на киностудии «Беларусьфильм». Любопытно, что и режиссеру, и автору сценария, и оператору на момент съемок фильма было менее тридцати лет. Премьера фильма состоялась 27 декабря 1966 года.

Одну из ролей в этой киноленте (роль Людмилы) играла недавно ушедшая от нас Нина Ургант. Ну и все любители кино, наверное, помнят, что танкиста Володю сыграл Володя Высоцкий, чья судьба и связанные с ней «мизансцены» по сей день вызывают повышенный интерес. Ведь люди во все времена хотели знать все даже о мельчайших подробностях жизни обожаемых ими актеров, певцов, артистов.

Высоцкий пил шампанское в Бобруйске

Скажу честно, когда я году в 2019 узнал о том, что Владимир Высоцкий бывал в Могилеве, то моментально загорелся желанием досконально изучить информацию, касающуюся этого ранее мне неведомого факта.

Володя свое дело знал всегда
Володя свое дело знал всегда

Однако через какое-то время был немало удивлен тем, что практически никакой информации на этот счет отыскать не удалось. Ни в интернете, ни в осязаемых источниках. За исключением разве что мемуарного фрагмента книги одного бобруйчанина, в которой он (на тот момент школьник, занимавшийся греблей в городе на Березине) упоминает о съемках фильма Виктора Турова «Я родом из детства». Автор описывал ситуацию, когда спортивный наставник попросил его немного прибрать в тренерской, куда должен был прийти Высоцкий.

Владимир Семенович в те годы еще не имел той всеобщей народной популярности и славы, о которой теперь известно многим, но кое-что о «запрещенном» музыканте с хриплым голосом мемуаристу было, наверное, известно. Во всяком случае, после выхода в прокат фильма эти скупые поначалу сведения приобрели для него более устойчивую форму.

Высоцкий действительно на какое-то время появился вместе с Виктором Туровым в Бобруйске во время съемок картины «Я родом из детства», они пили шампанское (по одним сведениям – в номере гостиницы «Бобруйск», по другим – на гребной базе на берегу Березины), а потом Туров сказал Высоцкому примерно следующее: «Все, поехали в Могилев». Сам кинорежиссер был родом из нашего областного центра, за железнодорожным вокзалом жили его родители. На этом участие Могилева в судьбе знаменитого барда якобы и заканчивается.

В домике на улице Яцыно

Вернее, заканчивалось до некоторых пор, пока совершенно случайно не встретил я хорошую знакомую – Елену Онищук. Встретил погожим солнечным днем на улице Яцыно, в самом центре Могилев. Разговорились.

А потом, уже и не помню, по какому поводу, Лена кивнула на дом, возле которого мы остановились, заметив, что на этом месте в шестидесятые годы стоял домишко известного писателя Михаила Шульмана (он же Шумов). Про то, что сама Елена (на тот момент Лена Юркевич) тоже соседствовала со своим будущим учителем белорусского языка Шульманом, живя примерно в таком же домике чуть ниже по улице Яцыно, я знал. Но особого значения этому факту не придавал – мало ли хороших людей (даже разнящихся по возрасту) живут неподалеку друг от друга.

Но тут моя собеседница возьми да упомяни еще про Высоцкого, который гостил у них в один из вечеров середины шестидесятых. «Ну да, где-то в середине шестидесятых у нас дома гостил Высоцкий, – совершенно без пафоса произнесла Елена. – Я тогда маленькой была, еще только в школу собиралась, а вот мама может рассказать больше».

Если честно, тут я просто дар речи потерял. Ну как, скажите, такое могло быть – человек в самом центре Могилева, практически на берегу Дубровенки, общался с живой легендой, пусть даже и бегая еще под стол пешком. «Так никто не спрашивал!» – искренне и по-житейски просто отозвалась на мою вопросительную гримасу Елена.

Вот здесь когда-то пел Высоцкий
Вот здесь когда-то пел Высоцкий

Мама Елены Онищук – Лилия Ивановна Юркевич – живет в Могилеве с 1958 года, приехав сюда после окончания Минского медицинского института. Ее супруг, папа Елены, Владимир Степанович Юркевич, в прошлом известный могилевский художник. В квартире, где сейчас вместе с семьей дочери живет Лилия Ивановна (это неподалеку от дома на улице Яцыно), на стенах развешены его картины, на которых запечатлены узнаваемые уголки Могилева и окрестностей. В частности, моя любимая картина «Дубровенский мостик».

«Было очень весело и интересно»

Конечно, по прошествии стольких лет детально восстановить ход событий того вечера даже активному его участнику непросто.

«О том, что к нам в гости придет Высоцкий, мы с мужем узнали от Михаила Шульмана, который с семьей жил неподалеку, через дом, – вспоминает Лилия Ивановна. – Но фамилия Высоцкий мне в то время ни о чем не говорила. Миша тогда особо и не делал на фамилии акцента, сказал, что будет популярный московский артист. Мы с Шульманами жили очень дружно, часто бывали друг у друга в гостях. Миша компанейский такой всегда был, с юмором, всех постоянно смешил – то анекдоты рассказывал, то свои какие-то шутки придумывал.

Лилия Ивановна Юркевич
Лилия Ивановна Юркевич

В тот вечер он с Верой (жена М.Шульмана – авт.) пришел к нам с гитарой. А чуть позже появились гости: главный художник нашего драмтеатра Марк Волохов, кто-то еще, уже не помню, Виктор Туров и Высоцкий. Тоже с гитарой. Стол был уже накрыт».

Знай Лилия Ивановна дальнейшую судьбу Владимира Высоцкого, она, наверное, весь вечер конспектировала и стенографировала бы происходящее. Хотя без магнитофонной записи тогда тоже не обошлось. А вот фотоаппарата под рукой не оказалось.

Вот эта улица, вот этот дом... Улица Яцыно, дом 23
Вот эта улица, вот этот дом... Улица Яцыно, дом 23

«За столом мы, конечно, много разговаривали, шутили, смеялись, – продолжает моя собеседница. – А потом начали петь. Все вместе и по отдельности. У нас дома уже был к тому времени магнитофон. Когда пел Высоцкий, мы включали на запись. Очень хорошо помню, что пел он много. Одну песню за другой. Мы его просто не могли остановить. К сожалению, магнитофонные катушки где-то затерялись, не дожили до наших дней. Разошлись мы тогда только где-то под утро. Было очень весело и интересно».

Вид на дом, где выступал Высоцкий (слева), со стороны реки Дубровенки
Вид на дом, где выступал Высоцкий (слева), со стороны реки Дубровенки