На концерты Захарова в Ленинград в 1970-е годы съезжались паломники со всего Союза. Посчастливилось и мне присутствовать тогда на одном из выступлений. Лампочки в зале могли гореть без проводки — столь наэлектризованной внутренними эмоциями была атмосфера. Поклонницы молча (время было такое) глотали слезы умиления.
В 1994 году Сергей Захаров приехал с концертом в Могилеве. Ну как же было не попытаться с ним встретиться.
О быстротечности моды и об адаптации к жизненным вихрям
— Сергей, простите, Сергей Георгиевич, вы начинали петь в достаточно легкомысленном эстрадном жанре, в мюзик-холле. На мой взгляд, у вас было все необходимое, чтобы превратиться в процветающую поп-звезду. А вы вдруг взяли и «скатились» до романсов.
— Во-первых, мне уже немножко больше лет, чем было тогда. Во-вторых, всякая мода быстротечна. Есть общепринятые стандарты, которые мода изменить не в силах, и которые для меня очень важны.
— Существует ли аудитория, для которой вы бы не хотели петь?
— Я бы не хотел петь для иностранцев. Все то, что мы называем богатством русской души, у них выхолощено. На Западе не существует даже такого жанра— романс.
— Вы выступаете вдвоем с пианистом на голой сцене. Не боитесь рисковать, ведь слушатель сегодня достаточно избалован и от каждого концерта ждет зрелища?
— Примерно такого, какое устраивают выступающие под фонограмму исполнители? Нет, публика хочет слушать тебя в тот момент, когда платит за это деньги, а не тогда, когда ты сделал запись. Во всяком случае, так за границей, и это правильно.
— Что вы испытываете, когда находитесь на сцене?
— Это достаточно интимный процесс. Я общаюсь с залом, как с любимым человеком. А любимому человеку лгать неприлично.
— Одна моя знакомая, достаточно молодая дама, как- то воскликнула: «Захаров? А, это тот, который внешне на Киркорова похож». Вас не задевают такие слова?
— Нет. Просто эта девушка родилась немножко позже. Невозможно быть популярным среди слушателей всех возрастов. Да и не нужно.
— Раз уж мы задели Киркорова, отреагируйте, пожалуйста, на его авантюру с Пугачевой (В тот момент Киркоров и Пугачева поженились — авт.).
— Я думаю, что все это очередная рекламная кампания.
— Что вам помогает адаптироваться в нашем жизненном вихре, где вы черпаете вдохновение?
— Все, что происходит в нашей стране, уже было когда-то в других странах. Так что обращать особое внимание на все сложности не стоит. Лично я ориентируюсь на классическую музыку, классическую литературу. И самое главное, я считаю, что хороших, добрых людей гораздо больше, чем плохих. Это меня вдохновляет.
О женщинах и о потерянном времени
— Сергей Георгиевич, ни для кого не секрет, что вы очень нравитесь женщинам. Мужчине тяжело все время находиться в таком состоянии ? Может быть, для крепкого семьянина это не самый подходящий вопрос, тем не менее...
— К женщинам я отношусь с огромным уважением, ведь прежде всего это наши матери, подруги. И если мое творчество доставляет им хоть небольшую радость, я считаю свою миссию выполненной.
— Что бы вы сказали по поводу политической амнистии, недавно объявленной в России? Думаю, политика вам не чужда.
— Лежачего не бьют. Это чисто славянская черта характера.
— Неприятные для вас события семидесятых годов, когда вы были на некоторое время отлуч ены от цивилизации, попали в места не столь отдаленные, наложили какой-то отпечаток на ваше творчество? Если бы этого не случилось, вы бы были сейчас другой?
— Этого никто не может знать. Видимо, так было нужно.
— Для вас это было потерянное время?
— Нет, скорее это было время приобретений.
— Чтобы вы взяли с собой, отправляясь в длительное путешествие, какой бы музыкой запаслись?
— В первую очередь я взял бы с собой своего пианиста Колю. А музыка мне нравится любая, если она сыграна профессионально. Недавно Брайана Адамса слушал с удовольствием, Брюс Спрингстин очень неплохой певец, хотя все они поют не в моем стиле. Мне нравятся исполнители нормального мужского направления, профессионалы, но не мужланы.
— Что вы подарите своей жене на 8 Марта?
— Я постараюсь к ней приехать.
Единственный. И неповторимый
В 1996 году Сергей Захаров перенёс клиническую смерть. Говорят, причиной тому стали сильнейшие нагрузки — певец дал около 60 концертов в поддержку Бориса Ельцина. Он, уже теряя сознание, смог выползти из номера, чтобы его нашли. И именно в тот момент мимо проезжал единственный в городе реанимобиль. Захарова привезли в больницу, когда была смена лучшего кардиохирурга области, а для спасения артиста нашлась единственная капсула для растворения тромбов, присланная американцами в качестве демонстрационного материала.
В 2016 году 66-летнего артиста госпитализировали с нарушением сердечного ритма. Тогда врачи сказали, что если не лечиться, может наступить сердечная недостаточность. Она и стала причиной его смерти 13 февраля 2019 года на 69-м году жизни в одной из больниц Москвы.