Саша Коротков. «Умел и знал, как сохранить благоприятный микроклимат в салоне «вверенного» ему авто»

1130
Евгений БУЛОВА. Фото из архива автора
8 декабря не стало Саши Короткова. Мы около десяти лет проработали с ним в одном информагентстве «Могилевские ведомости», а до этого, когда Александр был еще водителем «Могилевской правды», десятка два лет находились на этаком полудружеском расстоянии.

Есть профессии, которые не только накладывают значимый отпечаток на человека, но и во многом меняют его стиль жизни, привычки. Для того, чтобы «въехать» в такую профессию, приходится жертвовать какими-то своими моральными принципами, постоянно перекладывая себя в ранее очень непривычные положения. Делать это многим непросто, делать это многие не хотят.

Одна из таких профессий — водитель. Но не тот, который, извините, просто крутит баранку «маза» или «форда», а тот, рядом с которым сидит шеф. Шеф компании, предприятия, учреждения… Да мало ли всяких шефов! А вот подходящих для них водителей иной раз днем с огнем не отыскать. Ему, водителю, ведь надо не только соблюдать правила дорожного движения, но и выстраивать свой психоэмоциональный алгоритм действий в соответствии с начальником, которому сейчас нужно «вот сюда», а потом «вон туда», где «подождешь, пока все не закончится». Не каждому водителю такое удается.

Александр Коротков был водителем, который находил общий язык со всеми своими шефами. Но без чинопоклонения, лизоблюдства, холуйства, не побоюсь этого слова, с достоинством переключая передачи своего автомобиля и давя на газ. Тем самым вызывая у начальника соответствующее к себе отношение.

Для Александра Короткова в профессии водителя секретов не было. Могилев, 2018 год
Для Александра Короткова в профессии водителя секретов не было. Могилев, 2018 год

А еще ему приходилось ладить с добрым десятком настроенных на свою волну корреспондентов, с которыми он постоянно выезжал в командировки. Корреспондент ведь чем отличается от обыкновенного человека? Правильно, он всегда спешит, постоянно что-то забывает, все время звонит и не выносит, когда в салоне авто звучит не та музыка, которая ему нравится. Это вам не маршрутка, где музыкальные вкусы водителя никогда не подвергаются сомнению и пассажиры, вобрав головы в плечи, даже, если они являются самыми изысканными ценителями, к примеру, высокодуховной музыки, часами слушают нечто похожее на:

«А в горле пересохло от волненья,

Я рюмку водки хлопнул на столе.

Покинув праздник, мы без сожаленья

Отправились за праздником вдвойне».

Александр умел и знал, как сохранить благоприятный микроклимат в салоне «вверенного» ему авто, а потому, если там и звучала музыка, то обычно такая, которая была по вкусу большинству. Может быть, сказывался его богатый опыт работы в 1980-х годах таксистом. Но, скорее всего, наш герой обладал некой особой, как говорят шоферы, чуйкой. Это когда ты просто кожей спины чувствуешь рядом находящегося человека. А, значит, вряд ли причинишь ему какие-то неудобства, не говоря уже о проблемах.

Перед тем, как взяться за этот текст, я переговорил со многими корреспондентами, намотавшими с Александром не одну сотню километров. Услышать что-то неприглядное в его адрес не пришлось. Более того, практически все с сожалением отзывались о его кончине и вспоминали Сашу (так его звали коллеги) очень теплыми словами. Такие фразы не придумываются для галочки.

Александр Коротков с внуком. Могилев, 2010-е годы
Александр Коротков с внуком. Могилев, 2010-е годы

Он очень любил природу, лес. Любил собирать грибы. И знал в них толк. Наш бывший фотокор Галина Гаврилович вспоминала, как несколько раз, возвращаясь из командировок, они вместе с Сашей и с кем-нибудь из «пишущих» корреспондентов останавливались на трассе не только отдохнуть, но и проверить, как там поживают всякие боровики и подосиновики.

«Мы с девчонками в этом деле не особо разбираемся, — говорит Галина, — все наши грибы оказывались малосъедобными. А Саша всегда с отборными лесными дарами возвращался. Он потом наши «мухоморы» выбрасывал, а свои отдавал нам».

Александр Коротков с сыном и сотрудницей "Могилевской правды". Могилевский район, 1990-е годы
Александр Коротков с сыном и сотрудницей "Могилевской правды". Могилевский район, 1990-е годы
Александр Коротков. Могилев, 2000-е годы
Александр Коротков. Могилев, 2000-е годы

Помню, перед его уходом на пенсию я попросил Сашу посмотреть колесо у своей машины. Он ковырялся минут десять, потом достал домкрат, ключи, монтировку… Увлекся так, что забыл про время. Но довел «колесное» дело до конца. Правда, ценой опоздания на какой-то свой семейный праздник. Мне стало очень неудобно, ведь я ничего не знал про его планы. Саша вывел меня из состояния «ложной скромности» какими-то очень простецкими, но от души идущими словами. Мы даже потом вдвоем засмеялись.

И он уехал, забыв у меня в машине свою отвертку. Я потом несколько раз пытался ему ее отдать, но все не получалось: наши планы не совпадали.

Сегодня Саши уже нет, а отвертка по сей день лежит у меня в тумбочке на балконе. Наверное, этот важный не только в шоферском деле инструмент специально зацепился за что-то в моем авто и теперь будет напоминать мне о некогда находившемся рядом хорошем человеке. О котором я рассказал и вам.

Не забывайте своих старых друзей!