«Мама видела, как ее отец вышел из ворот тюрьмы, а когда подбежала, он был уже мертв». Семейный альбом поэта Эдуарда Медведского

1280
Елена АЛЕЩЕНКОВА. Фото автора и из архива Эдуарда Медведского
Эдуарда Медведского одни знают как бывшего редактора «Трудовой славы» – производственной газеты при заводе «Химволокно», другие – как поэта и редактора свыше сорока книг.

Но Эдуард Иосифович – и сам эпоха в истории Могилева, личность неординарная. Не менее интересна история его семьи, состоящей двух родов – Недведских (по отцу) и Беляцких (по матери). Жизнь его дедов и родителей, как и всего того поколения, прошла на фоне революции начала 20 века, сталинских репрессий и войны…

Эдуард Медведский с фотографиями родителей
Эдуард Медведский с фотографиями родителей

«Отца по ошибке записали Медведским»

При поляках предки поэта были Недведские, а после революции фамилия отца по ошибке неграмотного паспортиста поменялась на Медведский. Сегодня среди родственников поэта есть также Недведские и Недзвецкие.

Отец Эдуарда Иосифовича родом из деревни Каменка, что расположена в 18 км от Могилева.

– Мой дядя Антон Недведский долгие годы собирал информацию про наших предков и задумывал написать книгу о Недведских, – рассказывает Эдуард Иосифович, листая семейный альбом. – Я учился на журфаке, когда дядя Антон показал мне архивные документы, которые ему удалось собрать. Мы договорились, что я окончу университет и помогу с написанием родословной. Но дядя неожиданно умер – ему было под 70 лет. Когда я пришел в его дом после 40 дней, оказалось, что его дочь отцовским архивом растапливала печь.

Эдуард Иосифович помнит, что в архивных документах, которые он видел у дяди, была информация, что за военные заслуги в войне с Московией один из Недведских получил тысячу волов земли под Могилевом в деревне Каменка. А в середине 50-х годов 20-го века в Каменке, по его словам, жило очень много Недведских и Недзвецких. Здесь жил с семьей и дед поэта Александр Недведский.

– В 1928 году, когда отцу исполнилось 18 лет, он уехал работать в Горловку Донецкой области, - продолжает Эдуард Иосифович, разбирая старые фотографии. – В родной деревне ему выписали справку – так называемый паспорт. Именно тогда Юзефа Недведского в сельсовете записали Иосифом Медведским. По национальности отец был литовец, но с польской фамилией.

В 1930-м Иосифа Медведского как передовика отправили учиться на рабфак в Питере. Он поступил на вечерний факультет, а днем работал на путиловском заводе крановщиком.

– Отец рассказывал, как в цех, где он трудился, однажды пришел сам Сергей Миронович Киров, – вспоминает Медведский. – Увидев бардак – кругом были разбросаны гайки и прочие инструменты, – первый секретарь ленинградского обкома достал горсть монет и рассыпал их по полу. Все бросились подбирать. На что Киров сказал: «Посмотрите, сколько у вас денег валяется под ногами. Чтобы навели здесь порядок!».

Иосиф Медведский, 1981 г.
Иосиф Медведский, 1981 г.

В деревне в эти годы полным ходом шла коллективизация. В 1932-м году дед Эдуарда Медведского (а он был крестьянин-середняк) отказался вступать в колхоз. Когда ему пригрозили раскулачиванием, чтобы не подводить семью, Александр Недведский поехал в Питер к сыну Иосифу. Но так как человек из деревни был без документов, его сняли с поезда на станции Мга и отправили в тюрьму

– Там дед пропал, – рассказывает Эдуард Иосифович. - Отец пытался разузнать его судьбу, ездил в этот посёлок. По слухам было два вывоза трупов из тюрьмы в Мге. Первый раз вывозили расстрелянных, а второй – умерших от тифа и туберкулёза.

Когда в декабре 1934-го года убили Кирова, Иосиф Медведский уволился с завода и уехал в Могилев. Как узнал позже, из его ленинградской комнаты на 8 человек в общежитии никого не осталось в живых. Всех, кто там жил, арестовали и расстреляли.

В 1937-м Иосифа Медведского призвали в Красную армию, но уже в 1938 году он снова вернулся в Могилев, устроился на труболитейный завод крановщиком. В это же время он знакомится с будущей женой Анной Беляцкой.

«Дедушку арестовали по национальному признаку»

Мать Эдуарда Иосифовича – Анна Феликсовна Беляцкая.

- Мать принимали за свою как минимум 3 нации: тюрки, евреи, цыгане, - говорит Медведский. – По одной из семейных легенд по материнской линии один из предков мамы женился на караимке. Сегодня караимов осталось немного, в 1950-х годах около 500 из них жили в Литве. Караимы, по легенде бывшие хазары, потом приняли мусульманство. В Великое Княжество Литовское их пригласил Витовт после похода в Крым.

Анна Беляцкая, 1979 г.
Анна Беляцкая, 1979 г.

В деревне Софийск (4 км от Сухарей) на местном кладбище сохранился памятник прадедушке Эдуарда Иосифовича. Правда, от памятника остался только валун с мраморной плитой, где по-польски написано «Антоний Беляцкий». Умер в 1906 году. Говорят, на могиле был ещё двухметровый католический крест, который сбили комсомольцы в 1930-х годах.

Деда звали Феликс Антонович Беляцкий. Бабушка – литовка Урсуля (что значит «медведица»), в девичестве Урбаникайнэ. Её брат бежал заграницу в начале 30-х годов, и следы его потерялись.

В 1937-м году Феликс Антонович работал в сельсовете и был грамотным человеком. Урсуля трудилась в колхозе.

– Дедушку арестовали по национальному признаку, – продолжает рассказ поэт. – Бабушку исключили из колхоза, отправили на лесоповал. Сообщили потом родным, что она погибла, надорвавшись на брёвнах. Малолетних детей определили в дом для детей политзаключенных: там оказались маленькие тётя Нэля и тётя Вера. Так как моей маме уже было 16 лет, её не тронули. Мама переехала в Могилев, устроилась здесь продавцом в магазине на Менжинке. Дед Феликс год просидел в тюрьме НКВД в Могилеве, подвергался пыткам. Когда мама получила известие, что отца освобождают, побежала встречать. Мама видела, как он вышел из ворот тюрьмы, помахал ей, присел на свой чемоданчик, а когда через минуту она подбежала к нему, дед был уже мертв.

«Отец вспоминал войну с болью»

Родители Эдуарда Медведского поженились в 1938-м году. В 1940-м у них родился первенец Александр. Когда началась война, Иосиф Медведский ушел в ополчение.

Свидетельство о браке родителей
Свидетельство о браке родителей

Как помнит Эдуард Иосифович по рассказам отца, ополченцы с труболитейного завода были разделены на три подразделения. То, в котором служил Иосиф Медведский, наводило военный порядок в центре города.

В 1941-м году Могилев оборонялся от немцев под командованием генерала Романова. Когда наша армия стала отступать и в город вошли немцы, трое ополченцев, среди которых был отец поэта, спрятались на Соборном кладбище. Там их и взяли фашисты. Иосифа Медведского загнали в концлагерь для военнопленных, где он пробыл 3 месяца. Но пока эсэсовцы в Могилев не пришли, солдаты, охранявшие лагерь, отпускали людей за выкуп.

– Мама на 8 месяце беременности пошла выкупать отца, – рассказывает Эдуард Иосифович. – Охранники предупредили, что она с мужем должна покинуть город до шести вечера, так как потом начнется облава. Родители пешком дошли до деревни Каменка, а через пару дней перебрались в родной маме Софийск. Там в декабре она родила ребенка, который через месяц умер. А отец после лагеря почти всю зиму болел.

Военный билет отца
Военный билет отца

В 1944-м Иосиф Медведский вступил в Красную Армию. Присягу он принял уже после первого боя. В годы войны получил звание «Отличный пулеметчик».

– Отец знал литовский язык, поэтому его отправили воевать в спецотряды, воевавшие с эсэсовцами, а также с литовскими и польскими лесными братьями, которые в свою очередь воевали против немцев, а потом против советской власти, – говорит Медведский. – Когда их, уже пленных, наши везли в поезде, человек сорок совершили побег. Отцу как пулеметчику пришлось расстреливать бегущих, о чем он потом вспоминал с болью.

В конце 1946-го года Иосифа Медведского демобилизовали, он вернулся в Могилев, устроился на завод Куйбышева. Семье выделили бараки на Аварийке. На заводе им. Куйбышева Иосиф Медведский трудился всю жизнь до самой пенсии, награжден медалью «Ветеран труда». Мать поэта Анна Феликсовна долгие годы работала в промтоварном магазине на Менжинке, тоже награждена медалью «Ветеран труда».