Новогодняя сказка «Гринч – похищение Нового года» – вторая работа Тимура Корепина в качестве режиссера. Как значится в афише, нас ждет история о том, что даже самое холодное сердце сможет растопить искренность и доброта…
Первые репетиции обычно проходят не на сцене, а, например, в зрительном зале. Читка – первоначальный этап работы актеров с текстом пьесы. Здесь они расставляют акценты и отрабатывают сценарий: беседуют о характерах действующих лиц, анализируют их поступки, читают пьесу по ролям.
Звукорежиссер должен хорошо ориентироваться в том, что происходит на сцене, поэтому тоже присутствует на всех репетициях.
А вот над оформлением спектакля работают люди, которых вы никогда не увидите на сцене. Но именно они создают атмосферу сказочного действа: разрабатывают декорации, мастерят кукол (от самых маленьких до ростовых) и различный театральный реквизит. Кто эти люди, чьими руками сказка оживает? Мы решили познакомить вас с ними, побывав в производственных цехах театра.
–По-хорошему, у нас должен быть художник-технолог костюмов, художник-технолог декораций... В больших театрах есть отдельные цеха, которые специализируются на чем-то одном, – рассказывает заведующий постановочной частью Игорь Богомазов. – Но поскольку мы маленький театр, у нас нет таких возможностей. У нас один производственный цех, в котором работников можно пересчитать по пальцам. Поэтому здесь все специалисты широкого профи ля.
Сам Игорь начинал в театре художником-конструктором еще 20 лет назад, мастерил кукольные механизмы и знает технологию их изготовления от и до. Сейчас он заведует производственными цехами, но параллельно сам на станках изготавливает металлические и деревянные конструкции к спектаклям.
Нам повезло – неуловимый Виталий Шухман, художник-постановщик, спустился в производственный цех театра посмотреть, как идет работа над его эскизами. В театре Виталий работает лишь полгода, и новогодний спектакль - его первое боевое крещение. Что ж, посмотрим, чем он порадует наших маленьких и больших зрителей.
У бутафора Натальи Семеновой богатый опыт: на ее счету работа в 22-х спектаклях, в том числе самых сложных. Но при этом, признается Наталья, ее профессия творческая и не дает остановиться в развитии. Ведь готовясь к каждой следующей постановке, приходится осваивать и изучать новые техники и материалы.
– Поначалу, – признается Наталья, – было даже немножко страшновато. Смотришь на плоский рисунок, а надо же видеть, какой кукла будет в объеме. Ростовые куклы нужно представлять еще и в перспективе. Не каждый сможет - здесь нужно мыслить как конструктор. Но все приходит с опытом.
Владимир Гапеев один из старожилов театра – 20 лет назад оказался здесь после Могилевского училища культуры. И хотя на некоторое время уходил из театра, вернулся снова. Заведующий постановочной частью называет Владимира своей «тяжелой артиллерией», поскольку, по его словам, Гапеев умеет все: и лепить, и резать по дереву, и шить… Даже швейные машинки – и те в театре он настраивает.
Владимир – художник-скульптор, изготавливает основы кукол: вырезает из дерева заготовки либо лепит матрицу из пластилина. Из нее в свою очередь, отливается форма для папье-маше или других материалов. Гапеев изготавливает и различный театральный реквизит – скамейки, барельефы и т.п.
– На подготовку к спектаклю обычно дается полтора-два месяца, – подключается к разговору Юлия Василькова, еще один художник-бутафор. – Чем больше времени у нас есть, тем качественнее будет наша работа. Но часто приходится выкручиваться исходя из предлагаемых обстоятельств. К примеру, в будущей новогодней сказке кукол не так много, можно успеть их сделать довольно быстро. Но бывают спектакли, когда нам приходится создавать и по 7-9 кукол на одного персонажа.
В новогоднем спектакле художник-постановщик с режиссером задумали 3 куклы Гринча разных конструкций: большую (ростовую), среднюю (планшетную) и маленькую (тростевую). Поскольку Гринч – персонаж популярный и узнаваемый, его художник не видоизменял.
К слову, на техсовете вопросы изготовления кукол всегда обсуждаются подробно. Чтобы художникам понимать, какой кукольный механизм использовать, нужно знать все, вплоть до того, какие движения кукла будет выполнять в спектакле. Бывает, что приходится и переделывать уже готовые работы. Так, недавно бутафорам пришлось распарывать плюшевую собаку и менять ей конструкцию шеи, чтобы голова могла поворачиваться, чего сразу не предполагалось.
Задача художника-декоратора оформить в соответствии с эскизами декорации, полученные от художника-конструктора. А декорации бывают разные, в том числе сборные, огромных размеров. Так что красить и оформлять их Ольге Маханько приходится иногда прямо на сцене, работая на высоте.
- Если художник и режиссер в театре – идеалисты, то в художественном цехе работают материалисты и практики, – рассуждает заведующий постановочной частью театра Игорь Богомазов, осматривая декорации на предмет дефектов. – Художник-постановщик не портной, не столяр, не конструктор, поэтому часто ему нужна подсказка мастера, который непосредственно работает с материалами. Потому что есть физика материала, и ее нужно учитывать.
Художник-модельер театрального костюма Алла Рудяшко одна успевает шить костюмы ко всем спектаклям театра.
– Три дня на костюм – это мало, но я, бывает, справляюсь и быстрее, – говорит Алла Владимировна. Кроме того, ей нужно успевать собрать актеров на примерки, ведь все шьется индивидуально, под конкретного человека. А поскольку роли в спектакле часто дублируются, то один и тот же костюм приходится шить в двойном варианте.
Бывает, по задумке художника-постановщика героев одевают даже в обычную одежду из магазина, особенно пользуются популярностью секонд-хенды. Некоторые вещи работники театра приносят из дома или находят в закромах костюмерной.
Пока мы готовили репортаж, актриса Екатерина Жилинская в царстве художников сама оформляла декорации для постановки детской театральной студии, которой она руководит. 20 и 21 декабря в театре состоятся отчетные показы спектаклей «Снежная королева» и «Щелкунчик», где задействованы совсем юные актеры от 6 до 12 лет.
Сегодня в детскую театральную студию ходит больше 20 человек. И кто знает, может быть, именно от них будет зависеть то, каким будет наш театр завтра?
Пока работа на спектаклем кипит, зрителям, думаю, стоит задуматься о приобретении билетов, ведь афиша на декабрь в кукольном театре уже готова.