Кто создает новогоднюю сказку? Репортаж из закулисья театра кукол

1855
Елена АЛЕЩЕНКОВА. Фото автора.
Как обычно, к новогодним праздникам Могилевский областной театр кукол готовит новую сказку. До премьеры 18 декабря осталось совсем недолго, но пока что работа над спектаклем идет на уровне читок, а также изготовления кукол и декораций. Мастера сцены обещают успеть в срок, а пока посмотрим, как театр готовится к постановке.

Новогодняя сказка «Гринч – похищение Нового года» – вторая работа Тимура Корепина в качестве режиссера. Как значится в афише, нас ждет история о том, что даже самое холодное сердце сможет растопить искренность и доброта…

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Режиссер Тимур Корепин и актеры.
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Режиссер Тимур Корепин и актеры.

Первые репетиции обычно проходят не на сцене, а, например, в зрительном зале. Читка – первоначальный этап работы актеров с текстом пьесы. Здесь они расставляют акценты и отрабатывают сценарий: беседуют о характерах действующих лиц, анализируют их поступки, читают пьесу по ролям.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Рабочее место звукорежиссера Виталия Геймана — в специальной «рубке» позади зрительного зала.
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Рабочее место звукорежиссера Виталия Геймана — в специальной «рубке» позади зрительного зала.

Звукорежиссер должен хорошо ориентироваться в том, что происходит на сцене, поэтому тоже присутствует на всех репетициях.

А вот над оформлением спектакля работают люди, которых вы никогда не увидите на сцене. Но именно они создают атмосферу сказочного действа: разрабатывают декорации, мастерят кукол (от самых маленьких до ростовых) и различный театральный реквизит. Кто эти люди, чьими руками сказка оживает? Мы решили познакомить вас с ними, побывав в производственных цехах театра.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Игорь Богомазов не только руководит производством, но и сам работает за станком
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Игорь Богомазов не только руководит производством, но и сам работает за станком

–По-хорошему, у нас должен быть художник-технолог костюмов, художник-технолог декораций... В больших театрах есть отдельные цеха, которые специализируются на чем-то одном, – рассказывает заведующий постановочной частью Игорь Богомазов. – Но поскольку мы маленький театр, у нас нет таких возможностей. У нас один производственный цех, в котором работников можно пересчитать по пальцам. Поэтому здесь все специалисты широкого профи ля.

Сам Игорь начинал в театре художником-конструктором еще 20 лет назад, мастерил кукольные механизмы и знает технологию их изготовления от и до. Сейчас он заведует производственными цехами, но параллельно сам на станках изготавливает металлические и деревянные конструкции к спектаклям.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Сравнительный анализ эскиза и готовой куклы
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Сравнительный анализ эскиза и готовой куклы

Нам повезло – неуловимый Виталий Шухман, художник-постановщик, спустился в производственный цех театра посмотреть, как идет работа над его эскизами. В театре Виталий работает лишь полгода, и новогодний спектакль - его первое боевое крещение. Что ж, посмотрим, чем он порадует наших маленьких и больших зрителей.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Наталья Семенова показывает различные виды кукол
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Наталья Семенова показывает различные виды кукол

У бутафора Натальи Семеновой богатый опыт: на ее счету работа в 22-х спектаклях, в том числе самых сложных. Но при этом, признается Наталья, ее профессия творческая и не дает остановиться в развитии. Ведь готовясь к каждой следующей постановке, приходится осваивать и изучать новые техники и материалы.

– Поначалу, – признается Наталья, – было даже немножко страшновато. Смотришь на плоский рисунок, а надо же видеть, какой кукла будет в объеме. Ростовые куклы нужно представлять еще и в перспективе. Не каждый сможет - здесь нужно мыслить как конструктор. Но все приходит с опытом.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Скульптор Владимир Гапеев
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Скульптор Владимир Гапеев

Владимир Гапеев один из старожилов театра – 20 лет назад оказался здесь после Могилевского училища культуры. И хотя на некоторое время уходил из театра, вернулся снова. Заведующий постановочной частью называет Владимира своей «тяжелой артиллерией», поскольку, по его словам, Гапеев умеет все: и лепить, и резать по дереву, и шить… Даже швейные машинки – и те в театре он настраивает.

Владимир – художник-скульптор, изготавливает основы кукол: вырезает из дерева заготовки либо лепит матрицу из пластилина. Из нее в свою очередь, отливается форма для папье-маше или других материалов. Гапеев изготавливает и различный театральный реквизит – скамейки, барельефы и т.п.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Декорирует деревянную основу, вырезанную скульптором, художник-бутафор
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Декорирует деревянную основу, вырезанную скульптором, художник-бутафор

– На подготовку к спектаклю обычно дается полтора-два месяца, – подключается к разговору Юлия Василькова, еще один художник-бутафор. – Чем больше времени у нас есть, тем качественнее будет наша работа. Но часто приходится выкручиваться исходя из предлагаемых обстоятельств. К примеру, в будущей новогодней сказке кукол не так много, можно успеть их сделать довольно быстро. Но бывают спектакли, когда нам приходится создавать и по 7-9 кукол на одного персонажа.

В новогоднем спектакле художник-постановщик с режиссером задумали 3 куклы Гринча разных конструкций: большую (ростовую), среднюю (планшетную) и маленькую (тростевую). Поскольку Гринч – персонаж популярный и узнаваемый, его художник не видоизменял.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Главный персонаж спектакля – Гринч
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Главный персонаж спектакля – Гринч

К слову, на техсовете вопросы изготовления кукол всегда обсуждаются подробно. Чтобы художникам понимать, какой кукольный механизм использовать, нужно знать все, вплоть до того, какие движения кукла будет выполнять в спектакле. Бывает, что приходится и переделывать уже готовые работы. Так, недавно бутафорам пришлось распарывать плюшевую собаку и менять ей конструкцию шеи, чтобы голова могла поворачиваться, чего сразу не предполагалось.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Работа над декорациями. Ольга Маханько
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Работа над декорациями. Ольга Маханько

Задача художника-декоратора оформить в соответствии с эскизами декорации, полученные от художника-конструктора. А декорации бывают разные, в том числе сборные, огромных размеров. Так что красить и оформлять их Ольге Маханько приходится иногда прямо на сцене, работая на высоте.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Виталий Шухман и Игорь Богомазов
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Виталий Шухман и Игорь Богомазов

- Если художник и режиссер в театре – идеалисты, то в художественном цехе работают материалисты и практики, – рассуждает заведующий постановочной частью театра Игорь Богомазов, осматривая декорации на предмет дефектов. – Художник-постановщик не портной, не столяр, не конструктор, поэтому часто ему нужна подсказка мастера, который непосредственно работает с материалами. Потому что есть физика материала, и ее нужно учитывать.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Алла Рудяшко за пошивом костюма для Деда Мороза
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Алла Рудяшко за пошивом костюма для Деда Мороза

Художник-модельер театрального костюма Алла Рудяшко одна успевает шить костюмы ко всем спектаклям театра.

– Три дня на костюм – это мало, но я, бывает, справляюсь и быстрее, – говорит Алла Владимировна. Кроме того, ей нужно успевать собрать актеров на примерки, ведь все шьется индивидуально, под конкретного человека. А поскольку роли в спектакле часто дублируются, то один и тот же костюм приходится шить в двойном варианте.

Бывает, по задумке художника-постановщика героев одевают даже в обычную одежду из магазина, особенно пользуются популярностью секонд-хенды. Некоторые вещи работники театра приносят из дома или находят в закромах костюмерной.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Костюмер Анна Суржик показывает уже готовые костюмы
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Костюмер Анна Суржик показывает уже готовые костюмы

Пока мы готовили репортаж, актриса Екатерина Жилинская в царстве художников сама оформляла декорации для постановки детской театральной студии, которой она руководит. 20 и 21 декабря в театре состоятся отчетные показы спектаклей «Снежная королева» и «Щелкунчик», где задействованы совсем юные актеры от 6 до 12 лет.

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Актриса Екатерина Жилинская трудится над декорациями к постановке детской театральной студии.
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Актриса Екатерина Жилинская трудится над декорациями к постановке детской театральной студии.

Сегодня в детскую театральную студию ходит больше 20 человек. И кто знает, может быть, именно от них будет зависеть то, каким будет наш театр завтра?

25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Эскизы костюмов персонажей спектакля «Гринч – похищение Нового года».
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Эскизы костюмов персонажей спектакля «Гринч – похищение Нового года».
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Эскиз елки
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Эскиз елки
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Какая елка без новогодних подарков? Их бутафоры готовят заранее
25.11.2021 г. Могилевский театр кукол. Какая елка без новогодних подарков? Их бутафоры готовят заранее

Пока работа на спектаклем кипит, зрителям, думаю, стоит задуматься о приобретении билетов, ведь афиша на декабрь в кукольном театре уже готова.