По стенам – то улыбающаяся хитро козочка, то коллекция колокольчиков или причудливо изогнутая коряжка. Вот уж действительно «пространство вольных мастеров», как называет этот домик одна из его хозяек – могилевская ремесленница Светлана Лебедева.
«Однажды я просто устала от несвободы»
Биография Светланы Лебедевой – это своего рода отражение ушедшей уже советской эпохи. Когда страна была «от Москвы до самых до окраин», и рвануть за романтикой (или деньгами) куда-нибудь в Прикарпатье или на Камчатку было делом вполне нормальным, никого особо не удивлявшим и не пугавшим. Она сама, например, родилась в Подмосковье, до десяти лет прожила вместе с родителями на Кольском полуострове, а потом – приехала в Могилев, где семья в конце концов и осела. Здесь закончила школу и опять уехала – на этот раз в Бобруйск, получать в художественном училище профессию резчика-инкрустатора по дереву.
– Я с детства рисовать любила и у меня к этому если не талант, то способности точно были, – говорит ремесленница. – Как я иногда говорю: это лучшее, что я умела делать. Мне трудно было представить себя студенткой, например, физмата или автодорожного факультета. Могла бы, конечно, учиться на филологии, литература мне всегда нравилась. Но я не была тогда достаточно предусмотрительной, думала не о высшем образовании, а «чтобы нравилось», потому поехала поступать в Бобруйское художественное училище. Тем более, что всегда не только рисовать любила, но и руками что-нибудь «эдакое» мастерить: сухие веточки превращались в стильное панно, грубая коряга – в симпатичную вешалку… В принципе не сказать, что жалею о своем выборе. Учиться мне было интересно, получала в основном сплошные пятерки, – приятно!
А потом началась взрослая жизнь с работой «с девяти до шести» и зарплатой в кассе. Последние лет пятнадцать трудилась художником-оформителем в одной из организаций города, а когда стало понятно, что фирма это вот-вот развалится, ждать этого момента не стала – взяла и уволилась.
– Я поняла, что устала от несвободы, мне захотелось разобраться в себе, изменить свою жизнь, – вспоминает Светлана. – И именно в этот момент у меня активизировалось желание делать что-то руками, – не по заданию начальства, а то, чего душа требует. Начинала с кожи – в основном это были интерьерные вещицы, чаще всего всевозможные панно. Большую часть потом продала или раздарила друзьям-знакомым, но вот, например, эта карандашница осталась, мне она очень нравится. Украшения некоторые, я тогда их тоже в основном из кожи делала, остались.
Ремесленница признается, что мастер она не слишком плодовитый, есть среди ее коллег куда как более активные в этом отношении.
– Но для меня массовость производства (хотя, когда речь идет о ремесленниках, это понятие относительное) никогда не стояла на первом месте, -- говорит Светлана Лебедева. – Меня больше захватывает, что я не просто что-то придумываю и делаю, а взаимодействую в этот момент с какими-то энергиями. Это потрясающее ощущение!
А потом в ее жизни появился металл (особенно любима ремесленницей медь) и главный акцент творчества плавно сместился в сторону стильных украшений на его основе. Судьба сделала новый виток. Последний ли? Как знать…
«Все началось с волшебной бусинки»
На вопрос о том, помнит ли она самое первое украшение, сделанное собственными руками, Светлана отвечает: бусинка на нитке!
– В детстве мне в руки попала книга польской писательницы Марии Крюгер «Голубая бусинка». Главная героиня сказки, восьмилетняя Каролинка, находит в щели между половыми досками маленькую голубую бусинку. Да не простую – волшебную, исполняющую любые желания! Я от этой книжки просто оторваться не могла, так это все было захватывающе, – вспоминает Светлана Лебедева. – У меня и так с фантазией отлично, а тут такие приключения необыкновенные! Ну разве после этого я могла оставить без внимания попавшуюся мне где-то на глаза бесхозную бусинку? Тут же нанизала ее на нитку и повесила на шею. Все ждала чуда, даже не подозревая, что оно случится, но не сразу, много-много лет спустя…
В том, что случайные находки или встречи могут буквально изменить твою жизнь, ремесленница убеждалась не раз. Например, лет пять назад, как раз в тот момент, когда она всерьез начала задумываться о том, чтобы подыскать себе новую мастерскую, увидела на земле малюсенький то ли сучок, то ли засохший корешок какого-то растения. Можно было бы мимо пройти, но она зачем-то его подняла и замерла от изумления: ну ни дать ни взять лесной житель!
– Я ему даже имя дала – Кореш. И глазки потом приделала, чтобы мог на мир смотреть, - смеется Светлана, демонстрируя мне своего любимца. – С тех пор мы с ним не расставались. А через некоторое время нашла мастерскую в «Зеленой Роще» – будто он привел меня сюда! Сидит теперь на окошке, поглядывает через стекло на окружающий мир. Ну разве не шикарное существо?
По словам ремесленницы, если бы нужно было что-то «поднимать» самой, наверное, не взялась бы, бойцом себя не считает:
– Но здесь мне хорошо. Да и складывалось все просто само собой. Оказалось, что хозяин этнокомплекса предоставляет помещения ремесленникам под мастерские без арендной платы, можно сказать практически даром. Ну разве что коммунальные услуги нужно оплачивать, о дровах для печки позаботиться, но это нормально. Конечно, пришлось что-то подремонтировать, обставить свою мастерскую. В сезон, когда много туристов и посетителей, тут нужно постоянно быть, а остальное время по графику. Прошлой зимой морозы были, заносы, не очень хотелось из дома выходить и куда-то ехать, а потом еще лесом идти… Но шла!
А на днях, рассказывает могилевчанка, встретила женщину, которая лет восемь назад стала первой ее покупательницей.
– Я до сих пор помню, что это было в Шклове на Дне огурца. Я тогда едва ли не впервые в ярмарке участвовала, столик такой утлый у меня был, украшений не очень много, да еще место досталось – под каким-то забором, – вспоминает Светлана Лебедева. – И тут она подошла, стала охать и ахать, час мои работы разглядывала, примеряла, а потом один кулон купила, он чем-то руну тельца напоминал… Я ведь тогда начинающим мастером была и мне очень важно было, чтобы мир сказал мне: какие классные вещи ты делаешь!
«Энергетику можно найти в чем угодно»
Несмотря на то, что работать с кожей, – с этого материала она начинала свой путь в ремесленничество, – Светлане всегда нравилось, сегодня самой своей большой любовью она считает медь. Ведь, с одной стороны, этот металл очень интересен в эстетическом плане – его необычные оттенки, напоминающие то осеннюю листву, то отблески огня, придают украшениям особую привлекательность. С другой, медь целебными свойствами обладает: снимает боль, успокаивает нервную систему, улучшает сон. В старину в больницах все дверные ручки были медными, считалось, что это помогает предотвратить распространение инфекции. А еще медь издревле считалась металлом мира, покоя и искусства. Она принадлежит планете любви Венере и является проводником её энергий, поэтому может сглаживать конфликты, выравнивать даже самые неустойчивые отношения…
– В медные украшения отлично «вписываются» натуральные камни, с которыми мне тоже очень нравится работать, – говорит Светлана. – И совсем не обязательно, чтобы их было много, я, например, люблю взять один-единственный камушек, иногда даже необработанный, и его обыграть. Впрочем, свою энергетику можно найти в чем угодно, главное, это увидеть и почувствовать. Как-то в мастерской знакомого часовщика (это было еще до начала «эры» интернета), я увидела коробки с деталями от часовых механизмов и пришла в невероятный восторг! Это было так красиво…
Ремесленница протягивает мне кулон: в обрамлении кожи механизм наручных женских часиков, слегка «утопленный» вглубь:
– Я таким образом оформила красоту человеческой мысли. Мы же видим только часики снаружи, а внутри них – целый мир, созданный разумом. А если смотреть на этот кулон с точки зрения философии, то это еще и наше внутреннее время, наша жизнь. Я люблю лезть в какие-то такие глубокие моменты. Мне кажется, что мы многое по настоящему недооцениваем, забываем порой или не понимаем, за счет чего мы живем в этом мире, что в нем самое главное…
Но далеко не всегда мастер работает только по велению души. Есть еще и заказчики, это тоже большой кусок работы.
– Человек приходит и озвучивает свою идею, порой плохо представляя себе, как ее можно осуществить на деле, насколько это реально, – поясняет Светлана. – И нужно понять, что он хочет. Тоже своего рода творческий процесс уже на вербальном уровне, – найти взаимопонимание с заказчиком. А кто-то очень конкретную заявку делает, буквально по сантиметрам все обозначая. И скажу, что на моей практике недовольных не было, все уходили удовлетворенные результатом.
«В конце месяца подводишь баланс»
Для того, чтобы творить, нужны не только фантазия и полет вдохновения, но и более приземленные вещи, – в том числе средства на закупку инструментов и материалов. Ведь, как говорит знаменитый кот Матроскин: «Для того, чтобы что-то продать, нужно это что-то купить». «Для вас это серьезная проблема?» – поинтересовалась я у Светланы Лебедевой.
– Медь, мой основной материал, сама по себе недорогая, но если посчитать все затраты среднестатистического ремесленника – закупка сырья и материалов, необходимость ездить на ярмарки (а это дорога, оплата ночевки, какие-то дополнительные сборы, в том числе за место) и т.д., то время от времени это будет вытекать в серьезные суммы, – считает Светлана. – Кроме того насколько эти затраты будут весомы, зависит и от вида ремесла. Керамика, например, достаточно дорогое удовольствие, а вязание или бисероплетение таких существенных вложений не потребует… Мои личные затраты зависят от того, насколько я могу и хочу потратиться. В частности, одно дело съездить на ярмарку в Минск или Витебск, и совсем другое – в Санкт-Петербург или Киев. Изготовить за месяц 20 украшений или только 5.
Хотя на материалы тратиться приходится не всегда. Например, знакомые стали наводить порядок в гараже и нашли несколько листов меди и мотков проволоки, которые им без надобности. Отдали мне, даром. Кто-то принесет камешек интересный, кто-то старые бусы отдаст. А бывают периоды, когда нужно идти и все покупать за денежки. Иногда вот с мельхиором работаю, этот сплав часто в производстве бижутерии применяется, его нужно из России заказывать. И за каждый метр проволоки платить очень даже весомые деньги. В конце месяца, естественно, подводишь баланс и решаешь, сколько еще можно вложить, а с чем подождать «до лучших времен». Ведь занимаясь ремесленничеством, ты не только мастер, но и маркетолог, менеджер по продажам, снабженец… Достать материалы, купить, транспортировать их в мастерскую. Сделать изделие и продать его. Продвинуть себя в инстаграм или на какой-то другой интернет-площадке. Съездить на ярмарку. Все это и время, и силы.
«Не нужно ждать, пока кто-то решит все проблемы»
Можно ли заработать ремеслом? На этот вопрос Светлана Лебедева отвечает не задумываясь: заработать можно в любой сфере. Все зависит от человека, его таланта и работоспособности. И от того, сколько именно он хочет заработать.
– Я, например, не тот человек, который способен постоянно работать масштабно, – говорит она. – Конечно, если нужно (срочный заказ или подготовка к ярмарке большой) я сяду и буду трудиться, не поднимая головы, но потом я все равно это чем-то компенсирую, сделаю себе послабление. Где заработать каждый тоже решает сам. У меня все в балансе – ярмарки (за сезон в 10 примерно участие приняла), заказчики, интернет. Кто-то увидел и купил готовое изделие, или приехал прямо в мастерскую заказать, плюс «сарафанное радио». Проводишь, например, благотворительный мастер-класс, твою работу там человек увидел, приезжает к тебе что-нибудь выбрать. И становится потом постоянным клиентом, знакомых приводит.
Немаловажно, по мнению ремесленницы, и умение быть в тренде. Сейчас, например, в моде деревянная посуда, всевозможные доски-подносы. Если ориентируетесь на заработок и умеете работать с деревом (или умеете быстро учиться всему новому) – делайте и продавайте!
– А еще лучше, если в одной команде работает вся семья и ремесленничество поставлено как хороший мелкий семейный бизнес, – говорит Светлана Лебедева. – Женщина вяжет, а мужчина сел на машину, сгонял на ярмарку и продал, а она продолжает вязать и еще помидоры параллельно закручивает… Или муж и дети делают керамика, посуду из дерева, а жена занимается продажами на ярмарках, в интернете, рекламу на себя берет. Там получается нормальный доход.
А в целом, – если вы человек активный, хотите продать, то это сделаете. Главное, не лениться и не ждать, пока кто-то другой решит за вас все проблемы. Не решит, и не надейтесь!
Смотрите также Instagram героини.