«Пространство вольных мастеров». Могилевчанка рассказала, как приходят в ремесло и можно ли на этом заработать

1828
Ирина ПОЛОВИКОВА, фото автора
За окном бревенчатой избушки, примостившейся на улочке могилевского этнокомплекса «Зеленая Роща», поздняя осень. Темные стволы деревьев с облетевшей листвой, жухлая трава, небо в низких серых облаках… А по эту сторону оконного стекла – настоящая сказка. Потрескивают в печке дрова, в плетеных вазах – букеты сухоцветов, на деревянных полках грубоватые керамические горшочки вперемешку с элегантными стеклянными бутылками самых удивительных форм.

По стенам – то улыбающаяся хитро козочка, то коллекция колокольчиков или причудливо изогнутая коряжка. Вот уж действительно «пространство вольных мастеров», как называет этот домик одна из его хозяек – могилевская ремесленница Светлана Лебедева.

4.11.2021 г. Светлана Лебедева
4.11.2021 г. Светлана Лебедева

«Однажды я просто устала от несвободы»

Биография Светланы Лебедевой – это своего рода отражение ушедшей уже советской эпохи. Когда страна была «от Москвы до самых до окраин», и рвануть за романтикой (или деньгами) куда-нибудь в Прикарпатье или на Камчатку было делом вполне нормальным, никого особо не удивлявшим и не пугавшим. Она сама, например, родилась в Подмосковье, до десяти лет прожила вместе с родителями на Кольском полуострове, а потом – приехала в Могилев, где семья в конце концов и осела. Здесь закончила школу и опять уехала – на этот раз в Бобруйск, получать в художественном училище профессию резчика-инкрустатора по дереву.

– Я с детства рисовать любила и у меня к этому если не талант, то способности точно были, – говорит ремесленница. – Как я иногда говорю: это лучшее, что я умела делать. Мне трудно было представить себя студенткой, например, физмата или автодорожного факультета. Могла бы, конечно, учиться на филологии, литература мне всегда нравилась. Но я не была тогда достаточно предусмотрительной, думала не о высшем образовании, а «чтобы нравилось», потому поехала поступать в Бобруйское художественное училище. Тем более, что всегда не только рисовать любила, но и руками что-нибудь «эдакое» мастерить: сухие веточки превращались в стильное панно, грубая коряга – в симпатичную вешалку… В принципе не сказать, что жалею о своем выборе. Учиться мне было интересно, получала в основном сплошные пятерки, – приятно!

А потом началась взрослая жизнь с работой «с девяти до шести» и зарплатой в кассе. Последние лет пятнадцать трудилась художником-оформителем в одной из организаций города, а когда стало понятно, что фирма это вот-вот развалится, ждать этого момента не стала – взяла и уволилась.

– Я поняла, что устала от несвободы, мне захотелось разобраться в себе, изменить свою жизнь, – вспоминает Светлана. – И именно в этот момент у меня активизировалось желание делать что-то руками, – не по заданию начальства, а то, чего душа требует. Начинала с кожи – в основном это были интерьерные вещицы, чаще всего всевозможные панно. Большую часть потом продала или раздарила друзьям-знакомым, но вот, например, эта карандашница осталась, мне она очень нравится. Украшения некоторые, я тогда их тоже в основном из кожи делала, остались.

4.11.2021 г. Без инструментов в работе с металлом никак
4.11.2021 г. Без инструментов в работе с металлом никак

Ремесленница признается, что мастер она не слишком плодовитый, есть среди ее коллег куда как более активные в этом отношении.

– Но для меня массовость производства (хотя, когда речь идет о ремесленниках, это понятие относительное) никогда не стояла на первом месте, -- говорит Светлана Лебедева. – Меня больше захватывает, что я не просто что-то придумываю и делаю, а взаимодействую в этот момент с какими-то энергиями. Это потрясающее ощущение!

А потом в ее жизни появился металл (особенно любима ремесленницей медь) и главный акцент творчества плавно сместился в сторону стильных украшений на его основе. Судьба сделала новый виток. Последний ли? Как знать…

«Все началось с волшебной бусинки»

На вопрос о том, помнит ли она самое первое украшение, сделанное собственными руками, Светлана отвечает: бусинка на нитке!

– В детстве мне в руки попала книга польской писательницы Марии Крюгер «Голубая бусинка». Главная героиня сказки, восьмилетняя Каролинка, находит в щели между половыми досками маленькую голубую бусинку. Да не простую – волшебную, исполняющую любые желания! Я от этой книжки просто оторваться не могла, так это все было захватывающе, – вспоминает Светлана Лебедева. – У меня и так с фантазией отлично, а тут такие приключения необыкновенные! Ну разве после этого я могла оставить без внимания попавшуюся мне где-то на глаза бесхозную бусинку? Тут же нанизала ее на нитку и повесила на шею. Все ждала чуда, даже не подозревая, что оно случится, но не сразу, много-много лет спустя…

В том, что случайные находки или встречи могут буквально изменить твою жизнь, ремесленница убеждалась не раз. Например, лет пять назад, как раз в тот момент, когда она всерьез начала задумываться о том, чтобы подыскать себе новую мастерскую, увидела на земле малюсенький то ли сучок, то ли засохший корешок какого-то растения. Можно было бы мимо пройти, но она зачем-то его подняла и замерла от изумления: ну ни дать ни взять лесной житель!

4.11.2021 г. В мастерской Светланы Лебедевой в этнокомплексе "Зеленая роща"
4.11.2021 г. В мастерской Светланы Лебедевой в этнокомплексе "Зеленая роща"

– Я ему даже имя дала – Кореш. И глазки потом приделала, чтобы мог на мир смотреть, - смеется Светлана, демонстрируя мне своего любимца. – С тех пор мы с ним не расставались. А через некоторое время нашла мастерскую в «Зеленой Роще» – будто он привел меня сюда! Сидит теперь на окошке, поглядывает через стекло на окружающий мир. Ну разве не шикарное существо?

4.11.2021 г. В мастерской Светланы Лебедевой
4.11.2021 г. В мастерской Светланы Лебедевой

По словам ремесленницы, если бы нужно было что-то «поднимать» самой, наверное, не взялась бы, бойцом себя не считает:

– Но здесь мне хорошо. Да и складывалось все просто само собой. Оказалось, что хозяин этнокомплекса предоставляет помещения ремесленникам под мастерские без арендной платы, можно сказать практически даром. Ну разве что коммунальные услуги нужно оплачивать, о дровах для печки позаботиться, но это нормально. Конечно, пришлось что-то подремонтировать, обставить свою мастерскую. В сезон, когда много туристов и посетителей, тут нужно постоянно быть, а остальное время по графику. Прошлой зимой морозы были, заносы, не очень хотелось из дома выходить и куда-то ехать, а потом еще лесом идти… Но шла!

А на днях, рассказывает могилевчанка, встретила женщину, которая лет восемь назад стала первой ее покупательницей.

– Я до сих пор помню, что это было в Шклове на Дне огурца. Я тогда едва ли не впервые в ярмарке участвовала, столик такой утлый у меня был, украшений не очень много, да еще место досталось – под каким-то забором, – вспоминает Светлана Лебедева. – И тут она подошла, стала охать и ахать, час мои работы разглядывала, примеряла, а потом один кулон купила, он чем-то руну тельца напоминал… Я ведь тогда начинающим мастером была и мне очень важно было, чтобы мир сказал мне: какие классные вещи ты делаешь!

«Энергетику можно найти в чем угодно»

Несмотря на то, что работать с кожей, – с этого материала она начинала свой путь в ремесленничество, – Светлане всегда нравилось, сегодня самой своей большой любовью она считает медь. Ведь, с одной стороны, этот металл очень интересен в эстетическом плане – его необычные оттенки, напоминающие то осеннюю листву, то отблески огня, придают украшениям особую привлекательность. С другой, медь целебными свойствами обладает: снимает боль, успокаивает нервную систему, улучшает сон. В старину в больницах все дверные ручки были медными, считалось, что это помогает предотвратить распространение инфекции. А еще медь издревле считалась металлом мира, покоя и искусства. Она принадлежит планете любви Венере и является проводником её энергий, поэтому может сглаживать конфликты, выравнивать даже самые неустойчивые отношения…

4.11.2021 г. Любимый материал - медь
4.11.2021 г. Любимый материал - медь

– В медные украшения отлично «вписываются» натуральные камни, с которыми мне тоже очень нравится работать, – говорит Светлана. – И совсем не обязательно, чтобы их было много, я, например, люблю взять один-единственный камушек, иногда даже необработанный, и его обыграть. Впрочем, свою энергетику можно найти в чем угодно, главное, это увидеть и почувствовать. Как-то в мастерской знакомого часовщика (это было еще до начала «эры» интернета), я увидела коробки с деталями от часовых механизмов и пришла в невероятный восторг! Это было так красиво…

Ремесленница протягивает мне кулон: в обрамлении кожи механизм наручных женских часиков, слегка «утопленный» вглубь:

– Я таким образом оформила красоту человеческой мысли. Мы же видим только часики снаружи, а внутри них – целый мир, созданный разумом. А если смотреть на этот кулон с точки зрения философии, то это еще и наше внутреннее время, наша жизнь. Я люблю лезть в какие-то такие глубокие моменты. Мне кажется, что мы многое по настоящему недооцениваем, забываем порой или не понимаем, за счет чего мы живем в этом мире, что в нем самое главное…

Но далеко не всегда мастер работает только по велению души. Есть еще и заказчики, это тоже большой кусок работы.

– Человек приходит и озвучивает свою идею, порой плохо представляя себе, как ее можно осуществить на деле, насколько это реально, – поясняет Светлана. – И нужно понять, что он хочет. Тоже своего рода творческий процесс уже на вербальном уровне, – найти взаимопонимание с заказчиком. А кто-то очень конкретную заявку делает, буквально по сантиметрам все обозначая. И скажу, что на моей практике недовольных не было, все уходили удовлетворенные результатом.

«В конце месяца подводишь баланс»

Для того, чтобы творить, нужны не только фантазия и полет вдохновения, но и более приземленные вещи, – в том числе средства на закупку инструментов и материалов. Ведь, как говорит знаменитый кот Матроскин: «Для того, чтобы что-то продать, нужно это что-то купить». «Для вас это серьезная проблема?» – поинтересовалась я у Светланы Лебедевой.

– Медь, мой основной материал, сама по себе недорогая, но если посчитать все затраты среднестатистического ремесленника – закупка сырья и материалов, необходимость ездить на ярмарки (а это дорога, оплата ночевки, какие-то дополнительные сборы, в том числе за место) и т.д., то время от времени это будет вытекать в серьезные суммы, – считает Светлана. – Кроме того насколько эти затраты будут весомы, зависит и от вида ремесла. Керамика, например, достаточно дорогое удовольствие, а вязание или бисероплетение таких существенных вложений не потребует… Мои личные затраты зависят от того, насколько я могу и хочу потратиться. В частности, одно дело съездить на ярмарку в Минск или Витебск, и совсем другое – в Санкт-Петербург или Киев. Изготовить за месяц 20 украшений или только 5.

4.11.2021 г. Работы ремесленницы
4.11.2021 г. Работы ремесленницы

Хотя на материалы тратиться приходится не всегда. Например, знакомые стали наводить порядок в гараже и нашли несколько листов меди и мотков проволоки, которые им без надобности. Отдали мне, даром. Кто-то принесет камешек интересный, кто-то старые бусы отдаст. А бывают периоды, когда нужно идти и все покупать за денежки. Иногда вот с мельхиором работаю, этот сплав часто в производстве бижутерии применяется, его нужно из России заказывать. И за каждый метр проволоки платить очень даже весомые деньги. В конце месяца, естественно, подводишь баланс и решаешь, сколько еще можно вложить, а с чем подождать «до лучших времен». Ведь занимаясь ремесленничеством, ты не только мастер, но и маркетолог, менеджер по продажам, снабженец… Достать материалы, купить, транспортировать их в мастерскую. Сделать изделие и продать его. Продвинуть себя в инстаграм или на какой-то другой интернет-площадке. Съездить на ярмарку. Все это и время, и силы.

«Не нужно ждать, пока кто-то решит все проблемы»

Можно ли заработать ремеслом? На этот вопрос Светлана Лебедева отвечает не задумываясь: заработать можно в любой сфере. Все зависит от человека, его таланта и работоспособности. И от того, сколько именно он хочет заработать.

4.11.2021 г. Светлана Лебедева за рабочим столом
4.11.2021 г. Светлана Лебедева за рабочим столом

– Я, например, не тот человек, который способен постоянно работать масштабно, – говорит она. – Конечно, если нужно (срочный заказ или подготовка к ярмарке большой) я сяду и буду трудиться, не поднимая головы, но потом я все равно это чем-то компенсирую, сделаю себе послабление. Где заработать каждый тоже решает сам. У меня все в балансе – ярмарки (за сезон в 10 примерно участие приняла), заказчики, интернет. Кто-то увидел и купил готовое изделие, или приехал прямо в мастерскую заказать, плюс «сарафанное радио». Проводишь, например, благотворительный мастер-класс, твою работу там человек увидел, приезжает к тебе что-нибудь выбрать. И становится потом постоянным клиентом, знакомых приводит.

Немаловажно, по мнению ремесленницы, и умение быть в тренде. Сейчас, например, в моде деревянная посуда, всевозможные доски-подносы. Если ориентируетесь на заработок и умеете работать с деревом (или умеете быстро учиться всему новому) – делайте и продавайте!

– А еще лучше, если в одной команде работает вся семья и ремесленничество поставлено как хороший мелкий семейный бизнес, – говорит Светлана Лебедева. – Женщина вяжет, а мужчина сел на машину, сгонял на ярмарку и продал, а она продолжает вязать и еще помидоры параллельно закручивает… Или муж и дети делают керамика, посуду из дерева, а жена занимается продажами на ярмарках, в интернете, рекламу на себя берет. Там получается нормальный доход.

А в целом, – если вы человек активный, хотите продать, то это сделаете. Главное, не лениться и не ждать, пока кто-то другой решит за вас все проблемы. Не решит, и не надейтесь!

Смотрите также Instagram героини.