Как «запустить речь» малыша и научить его говорить правильно? Советует логопед

500
Ольга МАКСИМОВА. Титульное фото из архива
Сегодня на детской площадке редко можно увидеть двухлеток, которые говорят фразами. Стандартный набор – это «мама», «папа», «дай», «на», «привет», «пока». Максимум – подлежащее и сказуемое. В советские же времена, согласно тогдашним нормам, ребенок к этому возрасту должен был произносить не менее 100 слов.

Получается, что речь современных детей развивается медленнее, а речевых нарушений, наоборот, становится больше?

Об этом и не только мы поговорили с педагогом дополнительного образования могилевского центра творчества «Эверест» Ольгой Мажеловской, которая в своей практике часто сталкивается с логопедическими проблемами у детей и знает, как их скорректировать.

Педагог могилевского центра творчества «Эверест» Ольга Мажеловская. Фото автора
Педагог могилевского центра творчества «Эверест» Ольга Мажеловская. Фото автора

Почему нынешние малыши начинают разговаривать позже, чем их сверстники несколько десятилетий тому назад?

– Действительно, статистика последних лет показывает печальную картинку относительно речевого развития детей. Это связано, на мой взгляд, с тем, что зачастую мы слишком увлекаемся смартфонами, телевизорами и планшетами. Гаджеты – зло и для родителей: вместо того, чтобы проводить время со своим ребенком, папы и мамы «зависают» в интернете. А ведь ничто не может заменить живое общение! Вследствие такого вот «коммуникативного голода» ребенок к школьному возрасту не успевает овладеть устной речью на должном уровне. Чаще всего родители обращают внимание лишь на то, насколько правильно малыш произносит звуки, то есть, на дефекты произношения. Забывая о том, что ребенок должен постоянно расширять и пополнять словарный запас, уметь составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

По каким нормам и стандартам логопеды оценивают ребенка?

– От 1 года до 1,5 лет малыш должен произносить примерно 20 облегченных слов («ту-ту», «ням-ням», «би-би», «мама», «дай» и т.д.). В этот период следует максимально обогащать его пассивный словарный запас. Говорите с ним чаще, вместе играйте, показывайте картинки, читайте книги. В 2 года ребенок начинает строить фразы и короткие предложения («мама спит», «самолет летит» и т.д.); использует существительные, прилагательные, глаголы и местоимения. Словарный запас увеличивается до 50 слов. Понимает предлоги «в», «на», «под» и пытается использовать их в речи. В 2,5 года дети полностью отходят от звукоподражаний – те перерастают в слова. В 3 года ребенок говорит почти как взрослый, но в речи может быть смешение шипящих, свистящих, отсутствие соноров («р» и «л»).

А если малыш – просто молчун?

– Каким бы ни был характер, основным средством коммуникации была и остается речь.

Молчаливый и замкнутый ребенок, так или иначе, в важных для него ситуациях все равно будет разговаривать. Дети с задержкой речевого развития молчат всегда, заменяя речь жестами, криками, улыбкой, смехом.

Если к 2-2,5 годам вы заметили, что речь у малыша «не запускается», у него «каша во рту», следует обратиться за помощью. Причем, нужен системный подход. Поэтому, кроме логопеда, обязательно посетите невролога и сурдолога, затем стоматолога. Увы, 99% мам и пап приводят ребенка к специалистам на консультацию поздно, поэтому корректировать проблему сложнее.

Но главное – не опускать руки! Отдельное внимание хочу заострить на звуке «р» – обычно родителей он очень беспокоит. Так вот, до 5 лет редкий ребенок этот звук выговаривает чисто, можно не волноваться. Но при условии, что не появился горловой вариант (картавость). В этом случае над звуком «р» следует поработать раньше, чтобы не закрепилось неправильное произношение. Кстати, «запустить» речь малыша родители могут и самостоятельно, главное набраться терпения.

Фото из архива/ Александр ЧУГУЕВ
Фото из архива/ Александр ЧУГУЕВ

5 рекомендаций общения с неговорящим ребенком

  1. Спокойный и неторопливый темп разговора (психика малыша еще не готова к быстрой речи и сложным оборотам – он должен успеть понять то, что ему говорят).
  2. Общение глаза в глаза (при разговоре с ребенком присаживаемся на корточки, находимся с ним на одном уровне; важно, чтобы он видел ваш артикуляционный аппарат и мимику).
  3. Используем жестикуляцию (поднимаем руки, качаем головой, сжимаем кулачки, раскрываем ладони и т.д.).
  4. Говорим о том, что окружает ребенка в данный момент; проговариваем, что делаем здесь и сейчас («Что это? – Ложечка. – Что из ложечки делают? – Кушают. – А что еще из ложечки можно делать? – Пить» и т.д.).
  5. Правильно задаем вопросы, на которые нельзя ответить односложно – да или нет («Ты будешь борщ или суп?», «Обуем сегодня на прогулку красные босоножки или желтые кроссовки?» и т.д.).

Еще немного практических советов от логопеда

– Обязательно дома выполняйте пальчиковую гимнастику: можно поиграть пальчиками, походить ими по столу, сделать малышу массаж ладошек. Сейчас у нас в магазинах продается множество материалов – глина, пластилин, краски – лепите, рисуйте, творите. Это все – развитие мелкой моторики и речи. Также ребенку крайне необходимо хорошее дыхание, так называемый речевой выдох (для этого можно: дуть в свисток или свистульку; надувать воздушные и мыльные пузыри; сдувать перышки, листочки, пушинки с ладошек; подышать на стекло, зеркало, чтобы оно запотело; дуть на одуванчики, кораблики на воде и т.д.).

И, конечно, советую делать артикуляционную гимнастику - она поможет ребенку в дальнейшем освоить все звуки (можно давать грызть морковку, большое яблоко или сухари; для укрепления языка - лизать мороженое, перекатывать во рту жевательные конфеты и т.д.). Важно развивать и фонематический слух, то есть слух, который отвечает за восприятие и распознавание звуков, что очень важно для их правильного произношения.

Как развить фонематический слух у ребенка?

  • Обращайте внимание малыша на «домашние звуки» (шум холодильника, стиральной машины, пылесоса). Предложите воспроизвести их.
  • Вместе прислушивайтесь, как идет дождь, шумит ветер, гремит гром, летит самолет, идет поезд.
  • Прослушайте с ребенком различные музыкальные инструменты (игрушки). Например, барабан, колокольчик, бубен. Затем предложите малышу отвернуться и догадаться, на каком инструменте вы играете.
  • Проговорите, какие звуки издают разные животные.
  • Поиграйте в «жмурки» – это поможет малышу научиться определять направление звука в пространстве.