Получается, что речь современных детей развивается медленнее, а речевых нарушений, наоборот, становится больше?
Об этом и не только мы поговорили с педагогом дополнительного образования могилевского центра творчества «Эверест» Ольгой Мажеловской, которая в своей практике часто сталкивается с логопедическими проблемами у детей и знает, как их скорректировать.
Почему нынешние малыши начинают разговаривать позже, чем их сверстники несколько десятилетий тому назад?
– Действительно, статистика последних лет показывает печальную картинку относительно речевого развития детей. Это связано, на мой взгляд, с тем, что зачастую мы слишком увлекаемся смартфонами, телевизорами и планшетами. Гаджеты – зло и для родителей: вместо того, чтобы проводить время со своим ребенком, папы и мамы «зависают» в интернете. А ведь ничто не может заменить живое общение! Вследствие такого вот «коммуникативного голода» ребенок к школьному возрасту не успевает овладеть устной речью на должном уровне. Чаще всего родители обращают внимание лишь на то, насколько правильно малыш произносит звуки, то есть, на дефекты произношения. Забывая о том, что ребенок должен постоянно расширять и пополнять словарный запас, уметь составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.
По каким нормам и стандартам логопеды оценивают ребенка?
– От 1 года до 1,5 лет малыш должен произносить примерно 20 облегченных слов («ту-ту», «ням-ням», «би-би», «мама», «дай» и т.д.). В этот период следует максимально обогащать его пассивный словарный запас. Говорите с ним чаще, вместе играйте, показывайте картинки, читайте книги. В 2 года ребенок начинает строить фразы и короткие предложения («мама спит», «самолет летит» и т.д.); использует существительные, прилагательные, глаголы и местоимения. Словарный запас увеличивается до 50 слов. Понимает предлоги «в», «на», «под» и пытается использовать их в речи. В 2,5 года дети полностью отходят от звукоподражаний – те перерастают в слова. В 3 года ребенок говорит почти как взрослый, но в речи может быть смешение шипящих, свистящих, отсутствие соноров («р» и «л»).
А если малыш – просто молчун?
– Каким бы ни был характер, основным средством коммуникации была и остается речь.
Молчаливый и замкнутый ребенок, так или иначе, в важных для него ситуациях все равно будет разговаривать. Дети с задержкой речевого развития молчат всегда, заменяя речь жестами, криками, улыбкой, смехом.
Если к 2-2,5 годам вы заметили, что речь у малыша «не запускается», у него «каша во рту», следует обратиться за помощью. Причем, нужен системный подход. Поэтому, кроме логопеда, обязательно посетите невролога и сурдолога, затем стоматолога. Увы, 99% мам и пап приводят ребенка к специалистам на консультацию поздно, поэтому корректировать проблему сложнее.
Но главное – не опускать руки! Отдельное внимание хочу заострить на звуке «р» – обычно родителей он очень беспокоит. Так вот, до 5 лет редкий ребенок этот звук выговаривает чисто, можно не волноваться. Но при условии, что не появился горловой вариант (картавость). В этом случае над звуком «р» следует поработать раньше, чтобы не закрепилось неправильное произношение. Кстати, «запустить» речь малыша родители могут и самостоятельно, главное набраться терпения.
5 рекомендаций общения с неговорящим ребенком
- Спокойный и неторопливый темп разговора (психика малыша еще не готова к быстрой речи и сложным оборотам – он должен успеть понять то, что ему говорят).
- Общение глаза в глаза (при разговоре с ребенком присаживаемся на корточки, находимся с ним на одном уровне; важно, чтобы он видел ваш артикуляционный аппарат и мимику).
- Используем жестикуляцию (поднимаем руки, качаем головой, сжимаем кулачки, раскрываем ладони и т.д.).
- Говорим о том, что окружает ребенка в данный момент; проговариваем, что делаем здесь и сейчас («Что это? – Ложечка. – Что из ложечки делают? – Кушают. – А что еще из ложечки можно делать? – Пить» и т.д.).
- Правильно задаем вопросы, на которые нельзя ответить односложно – да или нет («Ты будешь борщ или суп?», «Обуем сегодня на прогулку красные босоножки или желтые кроссовки?» и т.д.).
Еще немного практических советов от логопеда
– Обязательно дома выполняйте пальчиковую гимнастику: можно поиграть пальчиками, походить ими по столу, сделать малышу массаж ладошек. Сейчас у нас в магазинах продается множество материалов – глина, пластилин, краски – лепите, рисуйте, творите. Это все – развитие мелкой моторики и речи. Также ребенку крайне необходимо хорошее дыхание, так называемый речевой выдох (для этого можно: дуть в свисток или свистульку; надувать воздушные и мыльные пузыри; сдувать перышки, листочки, пушинки с ладошек; подышать на стекло, зеркало, чтобы оно запотело; дуть на одуванчики, кораблики на воде и т.д.).
И, конечно, советую делать артикуляционную гимнастику - она поможет ребенку в дальнейшем освоить все звуки (можно давать грызть морковку, большое яблоко или сухари; для укрепления языка - лизать мороженое, перекатывать во рту жевательные конфеты и т.д.). Важно развивать и фонематический слух, то есть слух, который отвечает за восприятие и распознавание звуков, что очень важно для их правильного произношения.
Как развить фонематический слух у ребенка?
- Обращайте внимание малыша на «домашние звуки» (шум холодильника, стиральной машины, пылесоса). Предложите воспроизвести их.
- Вместе прислушивайтесь, как идет дождь, шумит ветер, гремит гром, летит самолет, идет поезд.
- Прослушайте с ребенком различные музыкальные инструменты (игрушки). Например, барабан, колокольчик, бубен. Затем предложите малышу отвернуться и догадаться, на каком инструменте вы играете.
- Проговорите, какие звуки издают разные животные.
- Поиграйте в «жмурки» – это поможет малышу научиться определять направление звука в пространстве.