Шульца в Могилеве знают очень многие. Ведь Леонид Фомич на протяжении практически всей своей творческой биографии является, как это принято говорить, артистом разговорного жанра и участником всевозможных городских культурных мероприятий разного калибра, в которых зрители и слушатели исчислялись сотнями!
Что же касается автора этих строк, то мне, продвигающему в массы тезис «Не забывайте своих старых друзей», и вовсе непростительно не знать про юбилей старого друга. Как говорится: «Извиняй, Фомич! И прими от нашей тусовочной общественности, хоть и запоздалые, но теплые поздравления. И будь здоров еще долгие годы!»
На что юбиляр прямо в телефонную трубку отреагировал, как всегда, анекдотом: «Лучше поздно, чем никогда!» – пафосно произнес Рабинович после прочтения книги «Анна Каренина», положив голову на рельсы и глядя удаляющемуся вдаль поезду...».
В девятом классе сыграл эсэсовца
А вот о том, что Леонид Шульц был еще и барабанщиком в составе одного из самых первых эстрадных коллективов Могилева, в 1960 году игравшем на танцах, думаю, известно не многим.
– Нашим ансамблем без названия руководил Володя Щербо, он играл на баяне, электрогитар тогда еще не было, – рассказывает Леонид Фомич. – Мы были приписаны к ДК железнодорожников, где агитбригадой «Веселый экспресс» руководил Владимир Дмитриевич Барановский, приехавший в Могилев из Витебска. Помню, он пришел в нашу школу №24 искать таланты для своего народного театра. Я тогда учился в девятом классе и немного заикался. Барановский, выслушав мое выступление, сказал, что найдет мне роль. Как оказалось, это была роль... эсэсовца, сыграв которую, я, не поверите, перестал заикаться.
«Ага! Так ты еще и танцевать умеешь?!»
Был в творческой биографии Шульца и знаменитый далеко за пределами Могилева ансамбль Киракозова.
СПРАВКА. Мамикон Георгиевич Киракозов – незаурядный хореограф-педагог, Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1968 г.). Родился в Баку, окончил там хореографическое училище, в Могилев приехал в 1962 г. Руководил танцевальным коллективом Дворца культуры завода искусственного волокна им. Куйбышева, затем был директором этого Дворца... Многие считают, что именно с появлением Киракозова в областном центре и всей области началась настоящая хореография.
– После службы в армии в 1963-м году я заглянул в ДК Куйбышева, – рассказывает Леонид Шульц. – Стою возле отдела кадров, а навстречу Киракозов идет. Мы были с ним знакомы еще раньше, вместе ездили с агитбригадой. Узнав, что я уже отслужил, он тут же оформил меня на работу, и буквально на следующий день мы уехали на гастроли в Прибалтику по воинским частям. Когда приехали в Ригу, там выступал уже знаменитый на весь мир Махмуд Эсамбаев. Весь наш коллектив был приглашен на концерт, ведь Эсамбаев вместе с Киракозовым когда-то работал.
– В ансамбле Киракозова вы ведь выступали не только в качестве конферансье?
– В той самой Риге, во время перерыва репетиции, Киракозов увидел, как я в шутку танцевал. Настроение было хорошее, вот и задергался. А он сразу: «Ага! Так ты еще и танцевать умеешь?!» И вот с 63-го по 70-й годы я с ними… Параллельно, с 1965 года, когда в ДК Куйбышева появился Барановский, участвовал в его театре «Улыбка». Попутно в оперетте «Вольный ветер» трижды сыграл, а Жорова Света там пела.
– Клара Златина, Тамара Чижевская, Валерий Корыткин, Инесса Межевич, Гена Шухман… – ностальгически вспоминает Шульц других своих товарищей по сцене. – Кстати, чтобы, так сказать, отшлифовать мастерство, Барановский отправил меня на курсы, которые вел Рудаков (известный могилевский театральный актер – авт.), он-то и сделал из Шульца артиста.
«Контрабасил» на танцах
А еще, было время, Шульц играл на танцах в ДК Куйбышева на контрабасе, не зная, по его словам, ни одной ноты.
– Вася Раинчик тогда играл на пианино, Сергей Костюшко – на трубе, Слава Кулешов – на гитаре… Если меня иногда где-то в чужом районе в темное время суток ловили: «Чего тут ночью ходишь?», то буквально через несколько секунд отпускали: «Не трогай его, а то на танцы в «Куйбышев» не попадешь!» – смеется Леонид Фомич.
Для тех, кто не в теме: танцы в те времена были самым популярным молодежным развлечением.
– Помню, что в парке Горького до моей армии танцев не было, а уже с 1963 года – были, – вспоминает Шульц. – А вообще, я танцы никогда особо не любил, там всегда драки происходили. Мне это не нравилось. К счастью, я всегда был по горло занят, и на танцы времени почти не оставалось.
Раскин, Иоффе и Валет
А в 1969-м в течение трех месяцев Леонид... пел в ресторане «Днепр». Однажды даже перед англичанами.
– Ну что им спеть, думаю, – вспоминает он. – «Путники в ночи» Берта Кемпферта, которую очень здорово исполнял Фрэнк Синатра? Правда, я пел эту песню на русском: «Я бродил в ночи, я ждал рассвета, я бродил в ночи, я ждал ответа». Англичане очень долго аплодировали. Большим успехом в моем исполнении пользовалась и песня Раджа Капура из фильма «Бродяга».
– Так почему вы отказались от продолжения столь успешной карьеры в ресторане?
– Да вот пообещал одному типу после каждой песни три рюмки водки без закуски опрокидывать, – в своем ироничном стиле отвечает Леонид Фомич. – Продержался только три месяца и понял – надо уходить. Но это было действительно крутое время, за которое пришлось иметь общение с весьма крутыми ребятами. Одним из самых главных криминальных авторитетов того периода был Ким Раскин, «державший», не побоюсь этого слова, весь город. Один раз меня трое затащили в подворотню, а тут Ким идет. Узнал меня, ведь он частенько заглядывал в «Днепр». Мало того, что узнал, так еще и накостылял этим троим.
Вспоминаю Яна Иоффе, боксера. Тоже был еще тот авторитет. Постоянно в каких-то картежных разборках участвовал. В том числе и в Москве, куда часто ездил играть. Или Валет... Но это уже интеллигентный безработный товарищ со своими заморочками диаметрально противоположного свойства.
– Да, экстравагантно складывалась ваша творческая биография!..
– Ну, это еще что. Вот я вспоминаю Бэна. Был такой в городе очень экстравагантный джентльмен. Брюки – дудки, туфли – на толстенной подошве, клетчатый пиджак, кок. Идет он по тротуару, а рядом – конь.
– В смысле?
– В прямом. Бэн идет, а рядом с ним реальный конь копытами цокает. Бэн работал конюхом, конюшня была примерно в том месте, где сейчас гостиница «Турист». Вот он после работы вырядится – и на прогулку. Вместе с питомцем. В таком виде и с такой прической ехать верхом было не очень…
Свадьба «при коммунизме»
В 1970-м Леонид Шульц женился. Свадьба была в том же ДК Куйбышева, на нее были приглашены 120 человек гостей – вся «Улыбка» Барановского, весь ансамбль Киракозова.
Жена Надя, медсестра железнодорожной поликлиники, была на семь лет младше супруга.
– Веселая была свадьба, – улыбается Фомич. – Директор ДК Куйбышева Никонов мне денег подкинул. Помню, на саксе играл Леня Турин, на баяне – Слава Беляев… Надо отметить, что при Никонове мы жили очень хорошо, как при коммунизме. Он артистам всегда помогал.
Вера в бескорыстную дружбу
Если Леонида Шульца не остановить, он будет рассказывать истории из своей жизни бесконечно, перемежая их всевозможными анекдотами и мизансценами, шутками и прибаутками. А рассказывает он, надо отдать должное, очень интересно.
А все потому, что Леонид Фомич любит людей, дорожит общением, верит в бескорыстную дружбу. И люди платят ему взаимностью. Но есть в нем еще одно, прямо-таки бесценное качество – даже самое грустное повествование Леонид Фомич обязательно завершит на мажорной ноте, которая и его воодушевит, и слушателей наполнит такой неиссякаемой энергией добра и оптимизма – ну хоть ты пой! Или играй на контрабасе, не зная ни одной ноты!